Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что де­лать? Так уж Гос­подь уст­ро­ил, что­бы вре­мен­ная жизнь на­ша без скор­бей не про­хо­ди­ла, как ска­за­но: вся­кая гла­ва в бо­лезнь, и вся­кое серд­це в пе­чаль. Но все­го уди­ви­тель­нее, что ни один свя­той муж, сколь­ко бы ни был свят и со­вер­шен, не про­вел жизнь свою без то­го, что­бы не пре­тер­петь че­го, и — то­го ра­ди, что­бы че­ло­век не пре­воз­но­сил­ся. И ес­ли свя­тые тер­пе­ли, а нам и коль­ми па­че долж­но тер­петь!

преп. Антоний

Бо­лез­ни те­лес­ные по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку от Бо­га не всег­да за грех в на­ка­за­ние, но иног­да и по бла­го­во­ле­нию для ос­во­бож­де­ния или для пре­дох­ра­не­ния нас от не­ду­гов ду­шев­ных, ко­то­рые не в при­мер опас­нее те­лес­ных.

преп. Антоний

При­у­чись боль­ше мол­чать, тог­да гре­шить и осуж­дать не бу­дешь. Ког­да пе­рес­та­нешь роп­тать, усерд­ней бу­дешь ра­ди Бо­га слу­жить боль­ным, то из­ба­вишь­ся от сво­ей бо­лез­ни не толь­ко те­ла, но и ду­ши. Ес­ли же при исп­рав­ле­нии бо­лезнь и не ос­та­вит, то зна­чит, это для то­го, что­бы за тер­пе­ние дать ве­нец в бу­ду­щей жиз­ни на бес­ко­неч­ное вре­мя.

преп. Иосиф

Благочинный иеромонах Илиодор (Головин)

В Рождество Христово 1908 года в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни» была сделана следующая запись: «По случаю торжественного праздника Рождества Христова скитяне присутствовали в монастыре за утреней и литургией и там же трапезовали. Сего же числа пред вечерней в монастыре внезапно скончался благочинный иеромонах Илиодор».

В монастырских документах о почившем сохранилось не так много сведений. Известно, что иеромонах Илиодор, в миру Иван Михайлович Головин, происходил из государственных крестьян Ливенского уезда Орловской губернии. В Оптину пустынь поступил 1 ноября 1870 года в возрасте 22-х лет. 8 мая 1883 года был пострижен в монашество. 15 октября 1891 года рукоположен во иеродиакона. 24 сентября 1895 года — во иеромонаха. 1 октября 1899 года был награжден набедренником

Проходил послушание на клиросе, в хлебне, нес чередное служение, был благочинным обители.

О его последних днях написал духовный писатель Сергей Александрович Нилус в книге «На берегу Божией реки», которая была составлена в обители на основе монастырского архива и личных впечатлений.

За день до смерти в тонком полусне о. Илиодор увидал скончавшегося в июне 1908 года иеромонаха Савву (Кудрявцева), бывшего одним из трех духовников Оптиной пустыни.

«Отец Савва явился ему благодушный и радостный.
— А что, брат, — спросил его отец Илиодор, — страшно тебе, небось, было, когда душа разлучалась с телом?
— Да, — ответил отец Савва, — было боязно; ну, а теперь, слава Богу, совсем хорошо!

Вслед за отцом Саввой, в том же видении, явился сперва почивший оптинский архимандрит Исаакий (Антимонов), и за отцом Исаакием — его преемник, тоже умерший, архимандрит Досифей (Силаев). Отец Исаакий подошел к отцу Илиодору и дал ему в руку серебряный рубль, а отец Досифей — два.
— Неспроста мне это было, — говорил накануне своей смерти отец Илиодор, рассказывая свои сны одному монаху, — я, брат, должно быть, скоро умру.

В день смерти отец Илнодор был послан за послушание служить в одно село литургию; накануне у своего духовника, как служащий, исповедовался, а за литургией совершил Таинство и причастился.

Вернувшись в тот же день домой, отец Илиодор, по случаю великого праздника, был на так называемом “общем чае” у настоятеля, со всеми крайне был приветлив, более даже, как замечено, обыкновенного, и оттуда со всеми иеромонахами пошел в скит к старцам славить Христа. В это время мы с женой выходили от старцев и у самых скитских святых ворот встретили и его, и все оптинское иеромонашеское воинство. Отец Илиодор шел несколько позади и мне показался в лице чересчур красным.
— Вот, жарко что-то! — сказал он мне при встрече и засмеялся. На дворе стояли рождественские морозы.

Это была последняя моя с ним встреча в этом мире. Говорил мне после старец отец Варсонофий:
— У меня с отцом Илиодором никогда не было близких отношений, и все наше с ним общение, обычно, ограничивалось сухой официальностью и то только по делу. В день же его смерти, после славления, я, — не знаю почему, — обратился, вдруг, к нему с таким вопросом:
— А что, брат, приготовил ли ты себе что на путь? — Вопрос был так неожидан и для меня, и для него, что отец Илиодор даже смутился и не знал, что ответить. Я же захватил с подноса леденцов — праздничное монашеское утешение — и сунул ему в руку со словами:
— Это тебе на дорогу!

И подумайте, — какая вышла ему дорога!»

О том, что следует готовиться к встрече с Вечностью, преподобный Варсонифий Оптинский говорил своим ученикам:
— Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близка и к старым, и к молодым, и к монахам, и к мирянам одинаково. Часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой.

И в другой беседе старец Варсонофий добавил:
— Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с тем и отойдет в Жизнь Вечную.

Иеромонах Илиодор, почивший в праздник Рождества Христова 115 лет назад, был погребен к югу-востоку от Введенского собора, на его могиле был установлен мраморный памятник, который восстановлен в современной Оптиной пустыни.

Вечная и благая память!