Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В том-то и вся ошиб­ка с на­шей сто­ро­ны, что не хо­тим по­ко­рять­ся во­ле всеб­ла­го­го Про­мыс­ла Бо­жия, ука­зу­ю­ще­го нам чрез обс­то­я­тель­ства ду­ше­по­лез­ный путь, а все ищем сво­е­го ка­ко­го-то по­кой­но­го пу­ти, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет толь­ко в меч­та­тель­нос­ти, а на са­мом де­ле его на зем­ле нет; не всем, а не­ко­то­рым толь­ко бу­дет по­кой тог­да, ког­да про­по­ют: со свя­ты­ми упо­кой.

преп. Амвросий

Мы все пу­та­ем­ся: нель­зя ли как уст­ро­ить­ся в по­кое и на по­кое, и час­то ду­ма­ем: ес­ли бы не та­кое-то не­у­до­б­ство, и не та­кие-то обс­то­я­тель­ства, и не та­кой-то по­пе­реч­ный че­ло­век, то, мо­жет быть, бы­ло бы мне удоб­нее и по­кой­нее, а за­бы­ва­ем, что не­у­до­б­ства сии час­то ис­хо­дят изв­нутрь нас, как и злые по­мыш­ле­ния. Где ле­жат страс­ти, от­ту­да ис­хо­дят и все на­ши не­у­до­б­ства, не­ла­ди­цы, не­у­ря­ди­цы и не­уст­рой­ства. Но да уп­ра­зд­нит все сие При­ше­дый греш­ныя спас­ти, аще вос­хо­щем по­ка­ять­ся, сми­рить­ся и по­ко­рить­ся.

преп. Амвросий

Со­вер­ше­нию доб­ро­де­те­лей про­ти­во­дей­ству­ют и про­ти­вос­то­ят раз­лич­ные скор­би, соб­лаз­ны, пре­пя­т­ствия, и преж­де все­го от лю­дей, по­ду­ща­е­мых вра­гом на­ше­го спа­се­ния. Враг же­ла­ет восп­ре­пя­т­ство­вать доб­ро­му на­ме­ре­нию и вну­ша­ет лю­дям ми­ра се­го не­на­висть к ра­бам Бо­жи­им.

преп. Никон

Благочинный иеромонах Илиодор (Головин)

В Рождество Христово 1908 года в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни» была сделана следующая запись: «По случаю торжественного праздника Рождества Христова скитяне присутствовали в монастыре за утреней и литургией и там же трапезовали. Сего же числа пред вечерней в монастыре внезапно скончался благочинный иеромонах Илиодор».

В монастырских документах о почившем сохранилось не так много сведений. Известно, что иеромонах Илиодор, в миру Иван Михайлович Головин, происходил из государственных крестьян Ливенского уезда Орловской губернии. В Оптину пустынь поступил 1 ноября 1870 года в возрасте 22-х лет. 8 мая 1883 года был пострижен в монашество. 15 октября 1891 года рукоположен во иеродиакона. 24 сентября 1895 года — во иеромонаха. 1 октября 1899 года был награжден набедренником

Проходил послушание на клиросе, в хлебне, нес чередное служение, был благочинным обители.

О его последних днях написал духовный писатель Сергей Александрович Нилус в книге «На берегу Божией реки», которая была составлена в обители на основе монастырского архива и личных впечатлений.

За день до смерти в тонком полусне о. Илиодор увидал скончавшегося в июне 1908 года иеромонаха Савву (Кудрявцева), бывшего одним из трех духовников Оптиной пустыни.

«Отец Савва явился ему благодушный и радостный.
— А что, брат, — спросил его отец Илиодор, — страшно тебе, небось, было, когда душа разлучалась с телом?
— Да, — ответил отец Савва, — было боязно; ну, а теперь, слава Богу, совсем хорошо!

Вслед за отцом Саввой, в том же видении, явился сперва почивший оптинский архимандрит Исаакий (Антимонов), и за отцом Исаакием — его преемник, тоже умерший, архимандрит Досифей (Силаев). Отец Исаакий подошел к отцу Илиодору и дал ему в руку серебряный рубль, а отец Досифей — два.
— Неспроста мне это было, — говорил накануне своей смерти отец Илиодор, рассказывая свои сны одному монаху, — я, брат, должно быть, скоро умру.

В день смерти отец Илнодор был послан за послушание служить в одно село литургию; накануне у своего духовника, как служащий, исповедовался, а за литургией совершил Таинство и причастился.

Вернувшись в тот же день домой, отец Илиодор, по случаю великого праздника, был на так называемом “общем чае” у настоятеля, со всеми крайне был приветлив, более даже, как замечено, обыкновенного, и оттуда со всеми иеромонахами пошел в скит к старцам славить Христа. В это время мы с женой выходили от старцев и у самых скитских святых ворот встретили и его, и все оптинское иеромонашеское воинство. Отец Илиодор шел несколько позади и мне показался в лице чересчур красным.
— Вот, жарко что-то! — сказал он мне при встрече и засмеялся. На дворе стояли рождественские морозы.

Это была последняя моя с ним встреча в этом мире. Говорил мне после старец отец Варсонофий:
— У меня с отцом Илиодором никогда не было близких отношений, и все наше с ним общение, обычно, ограничивалось сухой официальностью и то только по делу. В день же его смерти, после славления, я, — не знаю почему, — обратился, вдруг, к нему с таким вопросом:
— А что, брат, приготовил ли ты себе что на путь? — Вопрос был так неожидан и для меня, и для него, что отец Илиодор даже смутился и не знал, что ответить. Я же захватил с подноса леденцов — праздничное монашеское утешение — и сунул ему в руку со словами:
— Это тебе на дорогу!

И подумайте, — какая вышла ему дорога!»

О том, что следует готовиться к встрече с Вечностью, преподобный Варсонифий Оптинский говорил своим ученикам:
— Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близка и к старым, и к молодым, и к монахам, и к мирянам одинаково. Часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой.

И в другой беседе старец Варсонофий добавил:
— Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с тем и отойдет в Жизнь Вечную.

Иеромонах Илиодор, почивший в праздник Рождества Христова 115 лет назад, был погребен к югу-востоку от Введенского собора, на его могиле был установлен мраморный памятник, который восстановлен в современной Оптиной пустыни.

Вечная и благая память!