Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­дол­же­ние жиз­ни на­шей есть про­дол­же­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей к че­ло­ве­ку, а по­се­му и дни рож­де­ния, и те­зо­и­ме­ни­т­ства долж­но про­вож­дать не столь­ко в шум­ном и рас­се­ян­ном празд­но­ва­нии, сколь­ко в бла­го­го­ве­нии.

преп. Анатолий

Без край­ней не­об­хо­ди­мос­ти в празд­нич­ные дни нель­зя ра­бо­тать. Празд­ни­ком на­до до­ро­жить и чтить его. Этот день на­до пос­вя­щать Бо­гу: быть в хра­ме, до­ма мо­лить­ся и чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние и тво­ре­ния свя­тых от­цев, де­лать доб­рые де­ла.

преп. Никон

Раз­го­во­ров из­бе­гай, и во­об­ще вся­ко­го гре­ха, а по­по­лз­нешь­ся, кай­ся, и Гос­подь по­мо­жет те­бе, и бу­дешь ис­кус­нее и ос­то­рож­нее. А глав­ное, ни­ког­да не сму­щай­ся.

преп. Анатолий

К этимологии названия города Калуги

Согласно сведениям историка-краеведа, действительного члена Русского географического общества Дмитрия Ивановича Малинина (1879–1933), опубликованным в книге «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» (Калуга, 1912), Калужская губерния в древности (IX в.) была населена вятичами. «Вятко седе с родом своим по Оце»,  – говорит летописец. По Протве же и Угре среди вятичей жило литовское племя Голядь; были и финские поселения племени Меря. Это был дикий и неприветливый край, необычайно лесистый и болотистый, с редким населением, которое пряталось по лесам, как звери, ело все нечистое, по словам летописца, срамословило пред отцами и снохами, браков не имело, но были зато игрища, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их. У вятичей было многоженство, а в похоронных обрядах они держались трупосожжения. Ранее XII в. городов здесь не было. Главным занятием населения была охота на пушных зверей, мехами которых оно и платило дань. В конце XI или начале XII в. киево-печерский иеромонах Кукша, по-видимому, родом вятич, просветил Калужский край светом христианства, запечатлев проповедь мученической кончиной» [1].

В настоящее время иеромонах Кукша почитается Русской Православной Церковью как преподобный, священномученик, просветитель вятичей.

Название города Калуга ученые трактуют по-разному. В основном производят этимологию:

  • от названия речки Калужки (В.Ф. Зуев).
  • от славянского слова «калужа», «калюжина» – «топь», «болото» (И.Д. Четыркин)
  • от славянского слова «калуга» – болото, трясина. В этимологическом словаре М. Фасмера приводятся параллели из других славянских языков: украинское калюга, калужа «лужа, грязь», сербско-хорватское каљуга, каљужа «лужа», словенское kaluza, чешское kaluze «лужа», словацкое kaluza. В Словаре церковнославянского и русского языка, составленном вторым Отделением Императорской Академии наук, слово «калуга» объяснено, как «грязное место, топь (болото), трясина»; от этого слова происходит калужа, что означает: «стоячая вода, тина, грязь», калужана, имеющая то же значение, что и «калуга», и наконец, калужница — болотная трава, известная под латинским названием «Caltha palustris»[12].
  • от славянского слова «калыга» – забор, ограда.
  • от славянского слова «халуга» – плетеный забор из прутьев и веток; изгородь; захолустье; место, огороженное частоколом или сплошным забором.
  • от финноугорского корня «калига» – глухое место в лесу.

Существуют также другие разнообразные версии происхождения названия города.

В Оптиной пустыни старцы производили этимологию города от славянского слова «калыга», что значит забор, ограда, однако трактовали это в духовном смысле.

Будущий оптинский старец Никон записал слова своего духовного наставника старца Варсонофия:

«Как-то раз о. Варсонофий спросил меня:

– Знаете ли вы, что значит Калуга?

Не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием.

– Калуга, – сказал батюшка, – значит огражденное место. Таков и наш город Калуга. А чем он огражден, как вы думаете?

– Скажите, батюшка!

– Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с ее почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем, игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими.

Все это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привел вас пожить в таком огражденном месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живете, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, — словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно.

Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих; Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, “ибо, – говорит, – Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару — Саррой, не “госпожею моею”, а “госпожею множества”… Итак, во всей Библии — название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарек Себе имя человеческое — Еммануил, что значит “с нами Бог”, и Иисус, “ибо Он спасет людей Своих от грехов их”. Видите, как это значительно и важно».

В современном гимне города Калуги, написанном Валентином Алексеевичем Волковым (1936–2009), есть такие строки:

Калуга, Калуга,
Славянского духа
На лике твоем благодать
Дана тебе доля:
Средь русского поля
Звездой рукотворной блистать!


[1] Калуга: опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии / Сост. Д.И. Малинин при участии С. Чернышева и С. Персонального. Калуга, 1912. С. 1.

В. В. Каширина