Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да не име­ете вре­мя мно­го на мо­лит­ву, до­воль­ствуй­тесь тем, сколь­ко име­ете, а Бог при­мет ва­ше про­из­во­ле­ние; пом­ни­те, что мы­та­ре­во чувство бы­ва­ет при­ят­но Бо­гу в мо­лит­ве, и опа­сай­тесь да­вать це­ну сво­ей мо­лит­ве: это де­ло Бо­жие, а не на­ше.

преп. Макарий

Мо­лит­ва вещь та­кая, что, про­жив­ши в мо­нас­ты­ре нес­коль­ко лет, не ско­ро на­у­чишь­ся мо­лить­ся как сле­ду­ет, а те­перь по­ка мо­лись, как уме­ешь и как мо­жешь, толь­ко с мы­та­ре­вою мыслью.

преп. Амвросий

Про­шу вас за оби­дя­щих вас мо­лить­ся, го­во­ря: не­на­ви­дя­щих и оби­дя­щих нас ра­бов Тво­их (имя рек) прос­ти, Гос­по­ди Че­ло­ве­ко­люб­че, не ве­дят бо, что тво­рят, и сог­рей их серд­це на лю­бовь к нам, не­дос­той­ным.

преп. Антоний

«Кто уступает,
тот больше приобретает»

Краткие духовные изречения преподобного старца Амвросия всегда точно и емко обозначали духовную проблему и формулировали путь к исправлению и спасению. О добродетели смирения старец не раз говорил своим духовным чадам:

Прп. Амвросий Оптинский
  • Кто уступает, тот больше приобретает.
  • Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
  • Всегда лучше уступать, если будешь настаивать справедливо – это все равно, что рубль ассигнацией, а если уступишь – рубль серебром.
  • Смиряйся, и дела твои пойдут.
  • Сказано: тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог возносит, а гордых и строптивых Бог смиряет.
  • Смиряйся больше да уступай, не спорь, и хорошо будет.
  • Надо всем уступать.

В Евангелии сказано, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6). В этом евангельском отрывке гордый противопоставляется смиренному, которому Бог помогает и дает благодать. Этимологически слово «смиренный» восходит к старославянскому слову «мера».

Старец Амвросий любил и духовные притчи, которые также учили смирению и духовному рассуждению.

«Веселое солнышко согревало лучами землю: леса, луга и поля. И всем-всем хватало его доброго тепла. На зеленый листок приземлился жук. Ему тоже было радостно, светло и тепло. Он был весьма доволен собой. Вот сидел он, сидел, грелся на зеленом листке, да и решил:
– Я везунчик! Вон как ловко летаю и как здорово в жизни устроился!

С этой мыслью расправил он крылышки и полетел. Летит и жужжит:
– Все мои луга! Все мои поля!

И думает:
– Я сам себе хозяин – как у меня все ловко выходит!

Вдруг чувствует жук: ветер становится все сильнее и холоднее, солнышко спряталось, а небо заволокло тучами. Дунул злой ветер посильнее и сбил жука на землю. Забился он под листок, дрожит от холода и шепчет холодному ветру:
– Не спихни!

Заканчивая притчу, старец Амвросий обычно давал и духовное объяснение:
– Когда человек счастлив, он думает, что сам все может и умеет. А на самом деле это не так.

И тогда Господь жалеет его и для его пользы устраивает, чтобы он, как жук, посидел под листком, поежился, смирился и вспомнил, что все-все, что у нас есть, подает нам Господь».

Не раз старец Амвросий говорил своим ученикам: «Лишь только смирится человек, как тот час же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного».

О том, насколько ценится Богом добродетель смирения, повествуется и в древнем патерике, назидательные случаи из которого любил рассказывать старец Варсонофий.

Святому отшельнику Питириму Ангел возвестил однажды, что, несмотря на его подвиги, он не достиг еще той святости, как одна послушница, живущая в общежитии в монастыре. По внушению Ангела святой Питирим отправился в указанный монастырь. Придя туда, он попросил игумению показать ему всех сестер обители. Когда все явились и начали подходить под благословение, святой Питирим сказал:
– Нет ли еще сестры?
– Есть, – сказала игумения, – но ее нельзя привести, она наполовину безумная, и мы ее терпим в монастыре только из сострадания.

Святой все-таки велел ее привести. Пришла она в жалком рубище, со сбитым платком на голове.
– Где ты была, мать? – спросил святой.
– У выгребной ямы лежала.
– Что же ты, мать, лучшего места не нашла?
– Да лучшего места я и не стою.

Святой Питирим позволил ей уйти, а затем, обращаясь к игумении и сестрам, сказал:
– Ваш монастырь имеет неоценимое сокровище: эта смиренная сестра ваша есть великая угодница Божия.

Услышав это, все сестры взволновались.

Одна призналась преподобному, что часто била сестру; другая всячески поносила ее; третья относилась к ней с величайшим презрением, не считая ее даже за человека; четвертая призналась, что часто нарочно выливала на нее помои. Сестры хотели тотчас же попросить прощения у обиженной, но та, узнав об их намерении, тайно оставила монастырь, избегая славы, которая погубила бы ее. Господь сказал: «…Всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11).