Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

«Надо так молиться, чтобы между душой и Богом ничего не было»К дню памяти преподобного Анатолия (Зерцалова)

Прп. Анатолий (Зерцалов)

Преподобный оптинский старец Анатолий (Зерцалов) имел дар Иисусовой молитвы. И в начале своего иноческого пути, и будучи опытным старцем-наставником он пользовался каждой свободной минутой, чтобы побыть одному в молитве.

Из жития старца известно, что, когда обитель посетил святитель Игнатий (Брянчанинов) и попросил побеседовать с иноком, который опытным путем проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой, ему указали на молодого о. Алексея, будущего старца Анатолия. За послушание старцу и только после двукратного приглашения инок осмелился побеседовать со святителем.

После общения святитель Игнатий сказал, что рад был встретить такого инока, образованного и опытного в духовных предметах, знакомого также и со светскими науками.

По выходе от святителя Игнатия, в скитском лесу, молодого инока встретил преподобный старец Макарий, окруженный людьми, и, едва услышал о похвале святителя Игнатия, тотчас принял грозный вид и при всех начал укорять своего ученика. Закончил Батюшка словом, увещающим его не возноситься:
– А ты что вообразил о себе, что ты такой умный? Ведь преосвященный из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда.

Сам же Старец сказал потом своим собеседникам:
– Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный и уважаемый вот такими людьми. Долго ли загордиться?..

Внутренняя сосредоточенность о. Анатолия, любовь к уединению, внимание к внутренней жизни и стремление собеседованию с Господом, многолетнее жительство под руководством опытных наставников, – принесло духовные плоды, старец Анатолий со временем сам стал опытным духовным наставником и руководителем человеческих душ ко спасению.

Одной монахине, которая, не видя в себе духовного преуспеяния, пришла в уныние, старец Анатолий советовал обратиться к Матери Божией с искренней и глубокой молитвой:
– Обратись к Божией Матери и говори ей: Ты, Владычице, привела меня в избранное Твое стадо, Ты и упаси меня. Ты могла Марию Египетскую спасти, ужели меня не сможешь? Диаволу очень злобно, что он упустил свою жертву, и ты избегла его когтей, поэтому он жаждет тебя снова поглотить, но ты пойми, что надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижется во век. Итак, оставь свое детское малодушие, дело идет серьезное – о душе твоей, о бесконечном царстве…. Все небесные силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай, – близ Господь».

Во многих письмах старец Анатолий учил хранить в сердце слова Иисусовой молитвы: «Ты желаешь получить от меня строчку: вот тебе пять! Если хочешь быть благодарною, то воздай за них пятью словами: первое: Господи, второе: Иисусе, третье: Христе, четвертое: Сыне, пятое: Божий. И к ним прибавляй – «помилуй мя грешную». Так все и тверди. Этим и Богу угодишь, и меня отблагодаришь, и себя спасешь».

Необходимо стараться постоянно иметь молитвенное памятование о Боге и хранить молитву: «Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присущия Божия. Что молитва твоя не беспрерывна, не скорби – это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тя Господь».

Причиной охлаждения молитвы или ее отсутствие может быть самомнение, гордость, тщеславие, – те грехи, которые удаляют нас от Бога. В письмах старец Анатолий писал об этом так: «что прекратилась молитва – тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение. А главное, чтобы мы были смиренными…».

Увещевая нести все приходящие испытания без ропота, со смирением, старец в назидание передавал рассказ об одной монахине Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, где подвизались многие ученицы оптинских старцев: «Жила там хорошей жизни схимонахиня, имевшая много скорбей. Когда она скончалась, то одна близкая ей монахиня пожелала знать ее загробную участь. После усиленной молитвы она увидела во сне умершую. Сидела она в великолепной комнате и необыкновенном свете, но сама была невесела. На вопрос, почему она, находясь в хорошем месте, невесела, та ответила:
– Мне хорошо, но несравненно было бы лучше, если бы я видела лицо Божие, а это мне нельзя. Я не несла скорбей без ропота, а чтобы видеть лицо Божие, нужно пронести крест скорбей без ропота».

Одна духовная дочь обратилась к старцу Анатолию за советом, как избавиться от лености, сонливости во время молитвы. Старец дал такой совет: «Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостию или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и развлечении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. А сон моея лености, – сказано в Писании, – готовит вечную муку. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов: так как Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное. А если мы и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается».

В октябре 1892 года старец Анатолий ездил в Кронштадт, где был утешен общением с праведным Иоанном Кронштадтским. Как вспоминал старец Варсонофий, когда началась Божественная литургия, отец Иоанн увидел, что с батюшкой Анатолием сослужат два Ангела…

Праведный Иоанн Кронштадтский о своих впечатлениях от общения с оптинским старцем говорил следующим образом: «Я не думал, что еще есть такие светильники в нынешнее время, как о. Анатолий».

В акафисте преподобный Анатолий именуется «зерцалом умной молитвы». Действительно, молитва была основой и центром жизни старца, который о молитве говорил: «Надо так молиться, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого, а только Бог и душа».

В.В. Каширина