Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ху­лой на Ду­ха Свя­та­го неп­рос­ти­тель­ной и ве­ду­щей к по­ги­бе­ли на­зы­ва­ет­ся упор­ное не­ве­рие и от­ри­ца­ние бы­тия Бо­жия, нес­мот­ря на во­очию со­вер­ша­ю­щи­е­ся чу­де­са, нес­мот­ря на мно­же­ст­во фак­тов, не­оп­ро­вер­жи­мо до­ка­зы­ва­ю­щих су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га. Упор­ное от­ри­ца­ние и не­ве­рие яв­ля­ют­ся ху­лой на Ду­ха Бо­жия, не про­ща­ет­ся ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем, и че­ло­век, умер­ший не по­ка­яв­шись в сво­ем не­ве­рии, по­гиб.

прп. Варсонофий

Хо­ро­шее жи­тейс­кое об­ще­ние мож­но иметь и с не­ве­ру­ю­щи­ми, толь­ко мо­лит­вен­но­го об­ще­ния с ни­ми нель­зя иметь и спо­ров о ре­ли­гии нель­зя за­во­дить, что­бы имя Бо­жие в спо­ре не ос­ко­рб­ля­лось.

прп. Нектарий

Ви­дя свои не­мо­щи, мож­но снис­хо­ди­тель­но су­дить и о не­мо­щах дру­гих.

прп. Макарий

Монашество – это жизнь покаянная

Митрополит Вениамин (Федченков) в книге «Божии люди» записал свои воспоминания о разговоре, который состоялся у него в скиту Оптиной пустыни со скитоначальником о. Феодосием (Поморцевым).

– Вы для чего приняли монашество? – спросил о. Феодосий молодого монаха. – Ради большего удобства спасения души и по любви к Богу, – ответил о. Вениамин.

– Это – хорошо. Правильно. А то вот ныне принимают его, чтобы быть архиереями «для служения ближним», – как они говорят. Такой взгляд – неправильный и несмиренный. По-нашему, по-православному, монашество есть духовная, внутренняя жизнь; и прежде всего – жизнь покаянная, именно ради спасения своей собственной души. Ну, если кто усовершится в этом, то сможет и другим послужить на спасение. А иначе не будет пользы ни ему, ни другим.

Отца Вениамина благословили некоторое время пожить в Иоанно-Предтеченском скиту, где он имел возможность наблюдать за жизнью скитян: «Припоминаю, что утренние службы совершались около трех часов ночи и, кажется, состояли из чина чтения 12 псалмов. Это было недолго, но зато скитские иноки вообще проводили значительную часть дня в свободных молитвах, по кельям. И эта сторона их жизни была ведома лишь им да Богу... Известно, что всякие “правила” и уставы о молитве нужны больше для новоначальных, не воспитавших еще молитвенного горения “непрестанной” молитвы и “стояния пред Богом”. Усовершившимся же в этом внешние правила необязательны; а иногда даже они отвлекают от внутренней молитвы. В молитвенности и заключается главная жизнь подлинных иноков, путь к благодатному совершенству, и даже средство к получению особых даров Божиих: мудрости старческой, прозорливости, чудес, святости. Но эта сторона жизни – сокровенная у подвижников. Однако мы никогда не должны забывать о ней, как самой главной, если желаем хоть умом понять жизнь святых. А нам, грешным и земным, даже вставать к трем часам утра было трудно». 

О том, что монашество – это прежде всего «жизнь покаянная», не раз говорили своим ученикам и другие оптинские старцы, сами опытным путем прошедшие школу послушания и смирения. Преподобный Макарий Оптинский отмечал: «Монашество есть образ смирения, и до него достигают множеством браней и искушений, на которые и надо себя приготовлять, а Господь силен тебя укрепить». Преподобный Иларион Оптинский говорил: «Монашеское дело наше: смириться, да поклониться, да попросить прощения – тем и оправдан».

Несмотря на то, что «монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю легкая – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечной сияющая – это малым известно», – говорил преподобный Анатолий (Зерцалов).

Старец Варсонофий рассказывал своим ученикам следующую поучительную историю: «У батюшки отца Амвросия был в миру друг, очень не сочувствующий монахам. Когда отец Амвросий поступил в монастырь, тот написал ему: «Объясни, что такое монашество, только, пожалуйста, попроще, без всяких текстов, я их терпеть не могу».

На это отец Амвросий ответил: “Монашество есть блаженство”. Действительно, та духовная радость, которую дает монашество еще в этой жизни, так велика, что за одну минуту ее можно забыть все скорби житейские, и мирские, и монашеские».

Монашество – это путь ко спасению, путь к очищению своего сердца, жизнь многотрудная, но спасительная, недаром, по замечанию преподобного Варсонофия Оптинского, «сильно работает диавол, желая отвлечь людей от служения Богу, и в миру он достигает этого легко. В монастыре же ему труднее бороться; оттого дух злобы так ненавидит монастыри и всячески старается очернить их в глазах людей неопытных. А между тем не погрешу, если скажу, что высшего блаженства могут достигнуть только монашествующие. Спастись в миру можно, но вполне убелиться, отмыться от ветхого человека, подняться до равноангельской высоты, до высшего творчества духовного в миру невозможно, то есть весь уклад мирской жизни, сложившийся по своим законам, разрушает, замедляет рост души. Потому-то до равноангельской высоты вырастают люди только в лабораториях, называемых монастырями».

В. В. Каширина