Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ва­ше де­ло, в пос­тиг­шем вас вре­мен­но на­ка­за­нии, ус­мат­ри­вать бла­гость Бо­жию к вам и лю­бовь. Ибо Гос­подь Пре­ми­ло­сер­дый вре­мен­ны­ми скор­бя­ми хо­чет из­ба­вить вас от веч­ных ужас­ней­ших му­че­ний, о ко­то­рых по­ду­мать страш­но. А по­то­му взы­вай­те ко Гос­по­ду с пра­вед­ным Ио­вом: Бу­ди имя Гос­под­не бла­гос­ло­ве­но от­ны­не и до ве­ка! (ср.: Иов 1, 21).

преп. Иосиф

Тру­дись по со­вес­ти, мо­лись Бо­гу и про­си тер­пе­ния. Скор­би – доб­рый знак, по­ка­зы­ва­ют, что на тес­ном пу­ти сто­им. Сми­ряй­ся боль­ше и се­бя уко­ряй.

преп. Иосиф

Не сму­щай­тесь и не бой­тесь скор­бей. Скор­би и ра­дос­ти тес­но со­е­ди­не­ны друг с дру­гом, так что ра­дость не­сет скорбь, и скорбь – ра­дость. Вам это ка­жет­ся стран­ным, но вспом­ни­те сло­ва Спа­си­те­ля: Же­на ег­да раж­да­ет, скорбь имать, яко при­иде год ея: ег­да же ро­дит от­ро­ча, кто­му не пом­нит скор­би за ра­дость, яко ро­ди­ся че­ло­век в мир (Ин. 16, 21). День сме­ня­ет ночь, ночь – день, не­на­ст­ная по­го­да – вёд­ро, так и скорбь и ра­дость сме­ня­ют друг дру­га.

преп. Варсонофий

Первая встреча с монастырем К дню памяти святого Лаврентия Калужского

Калужский Лаврентьев монастырь, 1861 г.

У преподобного Макария Оптинского первое знакомство с монашеским образом жительства состоялось в раннем детстве. Имение его родителей находилось недалеко от Калужского Лаврентьевского монастыря в селе Железняки. По воспоминаниям очевидцев, имение «располагалось в очень живописном месте: на возвышенности, под которой протекает извилистая речка Яченка, впадающая в Оку, вдаль простираются луга, рощи, на противоположном берегу, в зелени окружающего сада, просматривались постройки Лаврентьева монастыря».

Чтобы представить, в каком удивительном по красоте месте прошло детство будущего старца, можно обратиться и к страницам из описания Лаврентьевского монастыря, составленного уроженцем Калужской земли и духовным сыном старца Макария о. Леонидом (Кавелиным): «Лаврентьев мужской третьеклассный монастырь расположен на одной высоте с городом, на левом берегу речки Яченки, повыше города, и с юга он окружен глубокими рвами, с севера и запада тенистым садом, раскинувшимся по скату горы, и только с восточной стороны от слободы открыт для входа. Но чтобы судить о красоте местоположения этой обители, надобно или посетить монастырский сад и полюбоваться теми видами, какие открываются из него на город, на низменные луга, по которым течет Яченка, и на леса противоположного её берега, или взгляд на монастырь из-за Яченки, со стороны городского бора, откуда представляется взору полукруглая, довольно высокая гора, покрытая сплошь от подошвы до вершины развесистыми деревьями, из среды коих виднеются глава соборной церкви и верх величественной колокольни. У подошвы горы, по зелени лугов, извивается серебряной лентой речка Яченка, которая у монастырской мельницы расширяется в небольшой пруд, а вверх по течению теряется в ущелье, образуемом монастырской горой и противоположным ей возвышением, где также тянется густой лес. По северо-западному скату горы раскинута за оврагом деревня Железняки, а у самого монастыря расположена слобода Подзавалье».

Именно в обители св. Лаврентия будущий старец еще мальчиком бывал на богослужениях, невольно узнавая чин и порядок монашеской жизни, учился брать благословение и открывать свое сердце духовнику. И подобно всем богомольцам, испрашивал предстательства у небесного покровителя Калужской земли – святого Лаврентия Калужского.

Блаженный Лаврентий Калужский

Блаженный Лаврентий жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы. Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал богослужение. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями. В мае 1512 года крымские татары напали на Калугу. Благодаря предстательству святого удалось защитить город. Блаженный Лаврентий изображается на иконах с топором в левой руке, насаженном на длинном топорище. Святой почил о Господе 10 августа 1515 года, и впоследствии на месте его подвигов была основана иноческая обитель.

В акафисте блаженный Лаврентий именуется «ангелом земным и человеком небесным».

Михаил, как звали старца Макария в миру, был старшим ребенком в семье. Мать, по воспоминаниям, всегда выделяла его и говорила, что из него «выйдет что-нибудь необыкновенное».

Семейство Ивановых было близко знакомо с настоятелем обители, архимандритом Феофаном (Некрасовым), который крестил некоторых из детей. Однажды во время службы, которую совершал настоятель монастыря, будущий старец, увидев знакомого батюшку, стремительно вбежал в алтарь через открытые Царские врата. Для людей наблюдательных и духовных это, как правило, свидетельствовало о будущем служении у Престола Божиего. Благословив маленького богомольца, об этом, вероятно, подумал и отец Феофан, благодарную память о котором хранят несколько монастырей, особенно – московский Спасо-Андроников монастырь, который обязан ему сохранением древних святынь во время войны 1812 года.

Архимандрит Феофан (1803–1817) был сыном диакона. По окончании Коломенской семинарии был произведен в Брусенский девичий монастырь в Коломне во диакона. По вдовству и прошению определен в Троице-Сергиеву лавру и там пострижен в монашество 2 июня 1777 года. Переведен в Чудов монастырь 14 сентября того же года. Служил там архиерейским штатным иеродиаконом. В 1779 году определен при доме Московского митрополита Платона экзаменатором ставленников. 5 июля 1786 года произведен во игумена Калужского Лаврентьева монастыря. 25 сентября 1798 года возведен в сан архимандрита.

Тринадцать лет о. Феофан возглавлял Калужский Лаврентьев монастырь. В 1799 году он был переведен в Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, был благочинным над Троицким (г. Калязин) и тремя кашинскими монастырями. В 1801–1803 годах управлял можайским Лужецким монастырем (Московской епархии), состоял членом консистории и благочинным над московскими мужскими монастырями. Оттуда перемещен в Андроников монастырь. 31 августа 1812 года, перед вступлением неприятелей в Москву, вывез лучшие монастырские вещи в Архангельский монастырь в г. Юрьев-Польский. После Отечественной войны занимался восстановлением сожженных или разоренных зданий монастыря.

Неизвестно, встречался ли старец Макарий со своим первым наставником в молодости или в зрелости, однако детские впечатления от общения с настоятелем Лаврентьева монастыря о. Феофаном сохранились на всю жизнь. Именно таким – строгим, созерцательным, но в то же время деятельным, милосердным, любвеобильным старался быть и сам старец Макарий, трепетно храня в сердце образ архимандрита Феофана.

В.В. Каширина