Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что луч­ше – ред­ко или час­то при­об­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин, ска­зать труд­но. Зак­хей с ра­достью при­нял в свой дом до­ро­го­го Гос­тя, Гос­по­да, и хо­ро­шо пос­ту­пил. А сот­ник, по сми­ре­нию, со­з­на­вая свое не­дос­то­и­н­ство, не ре­шил­ся при­нять и то­же хо­ро­шо пос­ту­пил. Пос­туп­ки их хо­тя и про­ти­во­по­лож­ные, но по по­буж­де­нию – оди­на­ко­вые. И яви­лись они пред Гос­по­дом рав­но дос­той­ны­ми. Суть в том, что­бы дос­той­но при­го­тов­лять се­бя к ве­ли­ко­му Та­ин­ству.

преп. Никон

Де­ло на­ше­го спа­се­ния за­ви­сит и от на­ше­го про­из­во­ле­ния, и от Бо­жи­ей по­мо­щи и со­дей­ствия. Но пос­лед­нее не пос­ле­ду­ет, ес­ли не пред­ва­рит пер­вое.

преп. Амвросий

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

«Христос сниде, сокрушая и разоряя силу вражию»Рождественские послания преподобного Амвросия Оптинского

Прп. Амвросий Оптинский

Накануне праздников Рождества Христова и Пасхи из Оптиной пустыни по многим адресам, к светским и духовным лицам, в города и пустынные иноческие обители отправлялись праздничные послания, в которых содержались поздравления и назидательные слова старца Амвросия, приуроченные к торжеству.

В жизнеописании старца Амвросия, составленном о. Агапитом (Беловидовым), рассказывается о том, как возникла эта добрая традиция: «В средине шестидесятых годов их еще не было. Но вот главный писарь о. Климент (Зедергольм) подал старцу мысль, ради таких великих праздников, рассылать некоторым, особенно преданным ему, духовным дочерям в женских обителях самые краткие поздравления в роде визитных карточек. Писалось на маленьких клочках почтовой бумаги так:
«Сестра о Господе, мать такая-то! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова, или Воскресения Христова».

Поздравление это заканчивалось собственноручною подписью старца: «Иеромонах Амвросий».

Но такие кратчайшие поздравления скоро оказались Батюшке не по вкусу. К празднику Рождества Христова 1869 года и к Пасхе 70-го он уже сам продиктовал краткие общие поздравления с праздниками. Приближался затем опять праздник Рождества Христова. По установившемуся уже обычаю нужно было и опять готовить общие поздравительные письма. Старец обратил теперь на это особенное внимание, сказав: «уж если писать, так написать должно что-нибудь полезное и назидательное»; и продиктовал первое глубоко-назидательное общее поздравление, в котором, изъяснив таинство наступающего, праздника, приглашал унылых и нечувственных, со смирением и зазрением себя, усердно и с благоговением внимать в сие время, чтению и пению церковному, и от них, как от источника жизни и бессмертия, почерпать утешение, вразумление и спасение милостью и человеколюбием Сына Божия. – С этого времени уже до самой кончины своей готовил Старец, замечательные по своему содержанию, рождественские и пасхальные общие поздравления. – Удивительно памятлив был Старец. В продолжении двадцати одного года он диктовал эти поздравления, и несмотря на то, что никогда не справлялся о содержании продиктованных в прежние годы писем, всегда говорил непременно о разных предметах».

Архимандрит Григорий (Борисоглебский), автор первого жизнеописания старца Амвросия, писал о духовном значении праздничных посланий: «они важны для всех, ибо для всех и писаны. Они писались старцем из года в год, к каждой Пасхе и Рождеству. Обыкновенно он или сам писал или диктовал первый экземпляр послания. Затем с него снималось тут же несколько копий, которые рассылались в ближайшие женские монастыри, где монахини-почитательницы старца наперерыв спешили изготовить как можно более копий. Участвовать в этом добром деле почиталось сестрами за счастье. Особенно много таких копий писалось в Белевском (Тульской губернии) женском монастыре. Затем, когда достаточно копий было изготовлено, они присылались к старцу, он их подписывал своим именем и рассылал тысячами. Получившие же их также старались распространить между своими близкими, как лучшие праздничные подарки. Старец смотрел на это дело серьезно. И потому обычно писал эти послания с большим усердием. Они – необыкновенно назидательны; в них – глубокая аскетическая мудрость. Все они проникнуты горячей любовью старца к своим духовным детям: это пишет именно отец своим нежно любимым детям. Сии послания – самый драгоценнейший для будущего памятник пастырской деятельности почившего».

О сущности праздника Рождества Христова и его значении в нашей жизни преподобный Амвросий писал: «Всем известно, что в первую ночь Рождества Христова небесные воинства ангелов между небом и землей, на пространстве воздушном, прославляли Господа пресладчайшим пением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение». Да и доселе ежедневно в Церкви Православной повторяют слова сего ангельского пения. Но мы, будучи ослепляемы суетою помыслов и печалей, и попечений житейских, или земных, не всегда вникаем достодолжно в великий смысл и в великое значение сей ангельской песни. За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум, даруемого достойным по неизреченному благоволению Божию к роду человеческому. О, дабы Всеблагий Господь не лишил всех нас того, о чем пишу вас. Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением» (из послания 1873 г.).

Особенно назидательным чтением являются строки, в которых старец на основе своего молитвенного опыта истолковывает слова рождественских песнопений.

В Рождественском послании 1876 года старец Амвросий обратил внимание своих адресатов на церковное песнопение: «Христос сниде, сокрушая и разоряя силу вражию», – и пояснил, что это за «силы вражии», «как они борят подвижников и подвижниц Христовых, и как и чем, с помощию Христовою, отражаются и побеждаются».

Истолковывая эти строки, старец приводит слова преподобного Марка Подвижника о «силах вражиих», «которые, подобно трем великим исполинам, ратуют как живущих в монастырях, так равно и всех, хотящих приближатися к Богу. Эти три исполина суть: уныние, забвение и неведение».

Чтобы оградить человека от нападений этих исполинов, преподобный Марк Подвижник предлагает три средства.

Первое – ведение, получаемое от чтения божественных и духовных книг, от слышания слова Божия и от вопрошения опытных.

Второе – благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутствия; памятование Божественных Его заповедей, памятование смерти, Суда Божия, ада и Царства Небесного.

Третье – прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело свое от излишнего сна, чрево – от излишней пищи и пития, язык – от празднословия и осуждения, ум – от помыслов и попечений суетных, а сердце – от похотей лукавых, чему содействует прежде всего трезвенное внимание и смиренное исполнение молитвенного правила, как церковного, так и келейного, и особенно – частое, с благоговением, произношение молитвы Иисусовой, которую неопытным и начинающим должно первоначально иметь устную, как предписывает св. апостол Павел: тем убо приносишь жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедующихся имени.

Современными и актуальными для современного читателя звучат и слова преподобного Амвросия о смысле скорбей, которым он посвятил Рождественское послание 1885 года: «Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти, и болезни; а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть ничто иное, как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей – или блаженную, или злополучную. Все христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения сего неизбежно понести различные болезни, по сказанному в слове Божием: Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное».

Обычно преподобный Амвросий завершал свои Рождественские послания такими словами: «Рождейся от Девы и Пришедый грешники спасти, помилуй создание Твое и подаждь нам терпение и смирение, и покаяние истинное, да не лишени будем десныя части помилованных Твоих. Аминь!!!»

С Рождеством Христовым!