Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мир – это та­кое чу­до­ви­ще, что ес­ли по­вер­нуть кру­гом, то ра­зор­вет.

преп. Варсонофий

Ког­да в серд­це зак­ро­ет­ся кла­пан для восп­ри­я­тия мирс­ких нас­лаж­де­ний, тог­да отк­ры­ва­ет­ся иной кла­пан, для восп­ри­я­тия ду­хов­ных. Но как стя­жать это? Преж­де все­го ми­ром и лю­бовью к ближ­ним. За­тем тер­пе­ни­ем. Кто спа­сет­ся? Пре­тер­пе­вый до кон­ца (Мф. 10, 22). Да­лее – уда­ле­ни­ем от гре­хов­ных удо­воль­ствий, ка­ко­вы, нап­ри­мер, иг­ры в кар­ты, тан­цы и т.д.

преп. Варсонофий

Мирс­кие де­ла столь мно­го­чис­лен­ны, что ед­ва ли во сто лет мо­гут при­ве­де­ны быть к долж­но­му кон­цу, и столь важ­ны, что ни­ка­ко­го от­ла­га­тель­ства не тер­пят. Од­ни толь­ко бо­го­у­год­ные де­ла, к нес­час­тию на­ше­му, без­бо­яз­нен­но от­ла­га­е­мы мо­гут быть, иные до ут­ра, иные до дру­го­го ле­та, а не­ко­то­рые да­же до ста­рос­ти и прес­та­ре­ния, по­че­му очень не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что и без ис­пол­не­ния ос­та­ют­ся, о чем и я сер­деч­но со­бо­лез­ную, да по­со­бить не­чем.

преп. Антоний

Василий Давыдович Ирзабеков «Семья – малая Церковь. Несколько слов о любви»

8 июля 2023 года в оптинском лектории состоялось выступление известного писателя и публициста, культуролога, теле и радиоведущего, автора многих книг, посвященных русскому языку и культуре, Василия Давыдовича Ирзабекова.

Рассуждая о семье как малой Церкви, он напомнил слушателям, что муж – глава этой церкви, ее настоятель; жена – диакон, а дети – молящиеся. И все это очень возвышает человека. Исследователь рассказал, что как-то в одной рекламе увидел такую фразу: «Семья – величайший шедевр природы». Не желая назвать Бога Его именем, агностики называют Его природой.

«Семья – это жертва, – продолжил Василий Давыдович. – А жертва для современного немощного человека – это добровольное, радостное лишение себя какого-либо комфорта». Почему так много браков распадаются уже на первом году? Потому что ни муж, ни жена не хотят ничем жертвовать.

Вспомнив годы службы в Советской армии, Василий Давыдович ярко описал, как ему приходилось мыть тысячу тарелок. Солдатам выдавали для мытья посуды жидкость, от которой сходила кожа с рук, но все старались работать добросовестно, иначе офицер заставит перемывать все заново. Обращаясь к мужчинам, исследователь сказал: «Если ради страха наказания, для чужих людей, мы способны на жертвы, то неужели в своей семье, для родных, не способны помыть посуду? Также и с детьми. Единственное, чего не может сделать отец для своего ребенка – кормить его грудью, а все остальное может и должен делать».

Далее он привел множество любопытных версий происхождения слова «невеста».

Одну из них он услышал от солидного мужчины – преподавателя: «Невеста – значит неведомо откуда пришла».

Другую, поэтическую, версию высказал армянский мальчик: «Это от слова весна».

Еще одну – девочка из хора в Ногинске: «Невеста значит – не ведает, что творит».

Между тем, по мнению исследователя, это исконно русское слово, означающее «не ведающая греха», т.е. «честна девушка».

Чтобы семья сложилась, по мнению Василия Давыдовича, в ее основу должна быть заложена чистота помыслов, неведение греха.

Затем он рассуждает о слове «брак» и о том смущении, которое возникает при употреблении этого слова как обозначения некондиционного изделия. «Хорошее дело браком не назовут», – пошутил как-то академик Ландау, – и выражение ушло в народ.

А слово «брак» как некондиция происходит от немецкого технического термина и со славянским словом ничего общего не имеет. По мнению Ирзабекова, слово «брак» как название священного союза мужчины и женщины происходит или от глагола «брать» (в жены), или от слова «брашно» – то есть, вино, которое во время Таинства венчания в кубке подносят жениху и невесте.

И в завершении своего выступления Василий Давыдович сказал о том, что Россия – единственная страна в мире, где круглые сутки не прекращается Божественная литургия. Когда на Балтике наступает ночь, на Дальнем востоке восходит солнце. И мы нашу страну должны сохранить.

Возвращаясь к Достоевскому, исследователь сказал: «Ко Христу меня привел именно он. Я считаю, что если человек прочитал Достоевского и не задумался о Христе, – он его не прочитал».

Затем владыка Иосиф поблагодарил Василия Давыдовича за интересную беседу и выразил надежду, что слушатели извлекут из нее для себя немало полезного.