Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гла­за бе­ре­ги. Аще око твое соб­лаж­ня­ет, из­ми е (Мф. 5, 29),– Гос­подь по­ве­лел. Борь­бу се­бе нав­ле­чешь, ес­ли не бу­дешь бе­речь глаз и язы­ка.

преп. Анатолий

Ког­да кто пус­тос­ло­вит, тог­да он не мо­жет вни­ма­тель­но жить, пос­то­ян­но рассе­и­ва­ет­ся. От мол­ча­ния рож­да­ет­ся без­мол­вие, от без­мол­вия – мо­лит­ва, ибо как мо­жет мо­лить­ся тот, кто на­хо­дит­ся в рас­се­я­нии? Вни­май­те се­бе, вни­ма­тель­ная жизнь – цель мо­на­ше­ст­ва. Ска­за­но: „Внем­ли се­бе!"

преп. Варсонофий

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

преп. Лев

Встреча с игуменом Киприаном (Ященко): «Преподобный Паисий Святогорец о воспитании детей»

24 декабря в конференц-зале Оптиной пустыни состоялась встреча с игуменом Киприаном (Ященко), насельником Троице-Сергиевой Лавры. Тема встречи: «Преподобный Паисий Святогорец о воспитании детей».

Встреча началась с видеосюжета о детстве преподобного Паисия (Эзнепидиса). Он родился 25 июля 1924 года в греческом селении Фарасы, в Малой Азии, на территории Турции, и был крещен преподобным Арсением Каппадокийским. Дав младенцу свое имя, преподобный стал его восприемником и предрек мальчику монашество. А в августе 1924 года, после поражения Греции в Греко-турецкой войне, все православные греческие жители Малой Азии были принудительно переселены в Грецию. Семья Эзнепидисов после тяжелых скитаний получила участок земли в крохотном греческом городке Коница, в горах Эпира, где и вырос преподобный. Родители будущего старца были настоящими подвижниками, ежедневно выполняли семейное молитвенное правило и во всем являли своим детям личный пример добродетелей. Детей они воспитывали в страхе Божием и благочестии.

Замечателен такой случай. Маленький Арсений, будучи подвижным ребенком, любил бегать с другими детьми наперегонки и часто побеждал в таких соревнованиях, поэтому приятели, не желая проигрывать, перестали с ним состязаться. Он приходил к матери в слезах. «Что ты плачешь?»— спрашивала она. «Мне ребята не дают с ними бегать». – «Сынок, тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили „молодец“? В этом есть гордость».

В другой раз ему хотелось играть в мяч, а ребята опять его прогоняли. Он жаловался матери, и она говорила ему: «Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Или хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость. Нужно быть смиренным в своей жизни». Эти уроки своей матери преподобный запомнил на всю жизнь, всегда стараясь быть незаметным, предпочитая быть обиженным, чем обижать других.

Переходя непосредственно к теме беседы, отец Киприан отметил, что таких святых, каким был преподобный Паисий, Бог посылает раз в 400 лет. Он унаследовал добродетели пяти поколений своих предков. Как, например, один аборт одной женщины может сказаться на пяти поколениях ее потомков: бесплодием, какими-то страстями, – так и добродетели предков сказываются на жизни будущих поколений. Существует родовая память, родовые добродетели. Дети и родители – это сообщающиеся сосуды. Если родители пусты или наполнены нечистотами, то и дети не воспримут ничего хорошего.

Поэтому воспитание, по мнению старца Паисия, должно совершаться по святым отцам, а начинаться с самовоспитания самих отца и матери. Родители несут ответственность за воспитание начиная с эмбрионального возраста. «Если родители, когда ребенок еще во чреве матери, молятся, живут духовно, ребенок будет освящен», – говорил преподобный Паисий.

Воздержание – фундамент добродетелей. Воздержание и телесное – в пище, в удовольствиях, и воздержание от плохих поступков и мыслей. Старец Паисий говорил о «фабрике добрых помыслов», которую человек должен открыть в своей душе. «Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать», – говорил преподобный.

Необходимо также воспитывать в детях целомудрие души и тела, душевную непорочность. Когда его просили: «Помолитесь, Геронда, чтобы мы сдали экзамены», – старец на это отвечал: «Буду молиться, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это самое основное».

«Если сегодня на лицах юных видны скромность, целомудрие, то это великое дело. Весьма великое дело!» – утверждал преподобный.

Старец сформулировал «20 современных заповедей блаженств», которые основаны на Евангелии, духовной мудрости и прозорливости преподобного.

Вот некоторые из них, которые можно отнести к воспитанию детей и семейной жизни:

«Блаженнее вдовы, которые носят черную одежду в этой жизни, пусть даже невольно, и при этом живут белой духовной жизнью, славословят Бога и не ропщут, чем те несчастные женщины, которые носят пестрые одежды и ведут распутную жизнь.

Блаженны и трижды блаженны сироты, лишившиеся великой любви своих родителей, потому что они еще в этой жизни сподобились иметь Отцом Бога и при этом хранят родительскую любовь, которой лишились, в Божием банке, и она приносит проценты.

Блаженны родители, которые не используют слова «нет» в разговоре со своими детьми, но удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя с духовным мужеством за Христом в радости.

Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божие «в поте лица» (Быт. 3:19).

Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту.

Счастливы, говорят в миру, живущие в хрустальных дворцах и имеющие все удобства. Однако блаженны сумевшие сделать свою жизнь простой, освободиться от петли этого мирского прогресса с множеством удобств (множеством неудобств) и избавиться от ужасного душевного беспокойства нашего времени».

По мысли старца Паисия, родители должны уделять своим детям время и внимание даже в ущерб своим профессиональным обязанностям. А жизнь матери должна быть простой, чтобы она могла быть со своими детьми, когда они нуждаются в ней. А мать детям нужна постоянно.

В завершении беседы отцу Киприану были заданы вопросы о взаимоотношениях в семье, о проблеме взаимопонимания родителей и детей, о том, как помочь детям воцерковиться. Отвечая, отец игумен подчеркнул, что главное для ребенка – родительский пример. Сталкиваясь с проблемами в семье, отцы и матери должны понимать, что должны начинать с себя. Если ребенок не ходит в храм – они должны посмотреть на себя, искренни ли они в своей вере, честна ли их исповедь, действительно ли они сами исполняют то, чему пытаются научить своих детей. Старец Паисий учил: что бы мы ни делали, надо делать это с усердием, благородством, любовью и болью. Он советовал родителям взращивать достоинство в детях, чтобы они могли сами смело и радостно делать добро в жизни, любить Христа и своего ближнего, и чтобы их жизнь была исполнена духовного смысла. И помнить, что пример родителей играет главную роль в формировании характера и душевного мира наших детей.

Завершая встречу, наместник монастыря епископ Иосиф поблагодарил игумена Киприана за интересную беседу, выразив надежду, что она послужит на пользу душ многочисленных слушателей, собравшихся в зале.

Дорогие братия и сестры!
Приглашаем вас пройти онлайн-курс для педагогов и родителей «Школа добродетелей преподобного Паисия Святогорца».