Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Из Свя­то­го Пи­са­ния ви­дим, что скор­би при­бли­жа­ют лю­дей ко спа­се­нию, ес­ли кто не ма­ло­ду­ше­ст­ву­ет и не от­ча­и­ва­ет­ся, а во­ору­жа­ет­ся тер­пе­ни­ем со сми­ре­ни­ем и пре­дан­нос­тию во­ле Бо­жи­ей.

прп. Амвросий

Ве­ли­кое ду­шев­ное бедствие – рас­се­ян­ная жизнь. Осо­бен­но ужас­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дит она на тех, кто доз­во­лит се­бе рас­се­ян­ность, на­чав уже вни­ма­тель­ную жизнь. Хрис­ти­а­нин бла­го­го­вей­ный дол­жен про­вож­дать жизнь во вся­ком вни­ма­нии к се­бе и трез­ве­нии. Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мк. 14, 38),– ска­зал Гос­подь.

прписп. Никон

Трез­ве­ние есть путь вся­кой доб­ро­де­те­ли.

прписп. Никон

Все страдания – плоды нашего внутреннего устроения

Ты пишешь, что трудна борьба со страстями. Да это не ново. Познавши их лютость, будешь благоискуснее и смиреннее. Так как и яростный воспаляется своею яростью и лишается спокойствия при случаях, тревожащих его; равно и другие страсти, кои мы усвояем своими навыками, бывают нашими мучителями: славолюбие и честолюбие наносят великую скорбь и болезнь человеку, когда видит он уничижение; плотская страсть, кто оной поработится, лишает покоя своего раба; а сребролюбие, кажется, весь состав душевный преображает в себя. Случающиеся искушения кажутся им выше меры посланными, потому что страсти сии так в них укачествовались, что почти в естество претворились. Кто ж сему причиною, как не они?

Все страдания – плоды нашего внутреннего устроенияКогда еще маленьких нас оскорбляют или делают что противное нам, то мы, ничем другим не могши себя удовлетворить, берем плачем; далее и далее, все то же и то же. То же и в возрасте. Горько, что меня огорчают, — я плачу, и плачу горько; это бывает мне в навык, и уже как бы невольно сим увлекаюсь от расслабления чувств. Что ж это значит? Не действие ли этой же яростной части? Только в разных формах…

Все, чем мы страждем от бывающих нам неприятностей и скорбей, суть плоды нашего внутреннего устроения и награда за содеянные грехи. По всему имеем долг пить чашу полыни судеб Божиих, как за грехи, к очищению, так и для исправления нашего устроения. Когда бы мы были в благом устроении, то радовались бы об оскорблении нас, по заповеди Господней; но мы не только сего не творим, но еще и противимся воле Божией, взыскуя от ближних исполнения заповедей, сами и перстом не касаясь.

Из писем прп. Макария Оптинского