Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете.

прп. Лев

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

прп. Амвросий

Напрасно думать, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.

прп. Амвросий

Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня

14 августа Церковь празднует Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Праздник был установлен в IX веке в Константинополе для защиты города от болезней и эпидемий, которые особенно усиливались в конце жаркого лета, а впоследствии, с ХII–ХIII веков, он утвердился во всех поместных Церквях.

Накануне празднования часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившуюся в домовой церкви византийских императоров, торжественно приносили в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие. А 1/14 августа из Святой Софии выходил крестный ход, продолжавшийся до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Две недели святыню носили по городу, совершая литии «для освящения мест и отвращения болезней» и поклонение Животворящему Древу. Многие из поклонявшихся Кресту и участвовавших в крестном ходе исцелялись.

В Русской Церкви этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси 1/14 августа 988 года. В этот день совершается также празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное в честь знамений от икон Спасителя, Божией Матери и Честного Креста во время сражений благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами.

В 1164 году князь Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших жителей Ростовской и Суздальской земли. Войско сопровождала чудотворная икона Богородицы, которая впоследствии получила наименование Владимирской, а также двухсторонний образ Спаса Нерукотворного и «Прославление Креста». Перед сражением князь, приобщившись Святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице, вслед за ним к иконе приложились полководцы и воины и пошли на врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство. В тот же день византийский император Мануил одержал победу над сарацинами. Обе победы сопровождались огненными лучами, исходившими от икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста, которые покрывали благоверное воинство и были видны всем сражавшимся. В память об этих чудесных победах и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

По уставу Церкви в этот день на утрене выносится из алтаря для поклонения Крест Господень, а после литургии совершается малое освящение воды. Затем, согласно установившейся традиции, освящается мед нового урожая. Поэтому в народе этот праздник часто называют «Медовым Спасом».

В Оптиной пустыни 13 августа, во время вечернего богослужения, по окончании Великого славословия наместник монастыря епископ Иосиф торжественно вынес из алтаря Честной Крест Господень, украшенный цветами. При пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя…» Владыка возложил его на аналой в центре храма.

В самый день праздника 14 августа Владыка возглавил позднюю Божественную литургию во Введенском соборе. По окончании литургии состоялся торжественный крестный ход на Амвросиевский колодец, расположенный близ Иоанно-Предтеченского скита, где было совершено малое освящение воды. По возвращении в храм был освящен мед нового урожая, собранный на монастырской пасеке.

Фотоальбом