Аудио-трансляция

Для гор­де­ли­вых уко­ре­ние – нож ост­рый, а для сми­рен­ных – на­ход­ка бо­га­тая.

преп. Антоний

Уны­ние зна­чит та же лень, толь­ко ху­же. От уны­ния и те­лом ос­ла­бе­ешь, и ду­хом. Не хо­чет­ся ни ра­бо­тать, ни мо­лить­ся, в цер­ковь хо­дишь с неб­ре­же­ни­ем, и весь че­ло­век ос­ла­бе­ва­ет.

преп. Амвросий

Мрач­ность-то ду­ха, хо­тя и ко ис­ку­су по­сы­ла­ет­ся иног­да, од­на­ко все на­доб­но ис­пы­тать: не за гор­дость ли по­сы­ла­ет­ся? – и на­доб­но сми­рить­ся.

преп. Макарий

Прп. Анатолий (Зерцалов) об Иисусовой молитве

Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение; что вначале она трудна – это всем известно; но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна.

Прп. Анатолий (Зерцалов) об Иисусовой молитвеМолитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение, и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую… Старайся смирить себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией.

… А что радость разливается в сердце – это я тебе, кажется, говорил. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает; иногда же от усиленного напряжения к этой молитве. Сказано: Бог, – т.е. Иисус – огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! (Евр. 12, 29) И потому, часто призываемый, Сладчайший Иисус не может не веселить сердце.

Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому-то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства. Чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство – терпеть скорби и презрение!

Иисусову молитву читать на помыслы – единственное против них средство; но и всегда мы обязаны иметь в устах, хотя бы и сокровенно. А собственно умную без разрешения и руководства учителя – нельзя.

Из поучений прп. Анатолия (Зерцалова)