Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Трез­ве­ние есть путь вся­кой доб­ро­де­те­ли.

преп. Никон

Нуж­но нам глуб­же вник­нуть в са­мих се­бя, и тща­тель­но прос­ле­дить за сво­и­ми по­мыс­ла­ми, чувства­ми, и пла­кать об име­ю­щих­ся в нас стра­ст­ных, гре­хов­ных чувствах, же­ла­ни­ях, по­мыш­ле­ни­ях, их долж­ны мы неп­ре­мен­но изг­нать, как Бо­гу не­у­год­ные, и, изг­нав, уже от­нюдь не до­пус­кать в свое серд­це, ибо не мо­жем мы в стра­ст­ном сос­то­я­нии петь песнь Гос­под­ню.

преп. Никон

На лю­дей ни­ког­да не на­дей­ся и не сму­щай­ся, не ви­дя в них со­чу­в­ствия, не су­ди их. Се­бе вни­май.

преп. Никон

Послушание старцу - это послушание воле Божией

Для преподобного Амвросия не существовало незначительного. Он знал, что все в жизни имеет свою цену и свои последствия, и потому не было вопроса, на который бы он не отвечал с участием и желанием добра.

Послушание старцу - это послушание воле БожиейНо, преподавая советы, Старец не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы они непременно исполнялись, и никогда не связывал относившихся к нему каким-либо запрещением. И если видел, что совет кому-либо не по сердцу, всегда прибавлял, как при личных разговорах, так и в письмах: «Впрочем, смотрите сами, и как найдете для себя более удобным, так и поступайте». Так всегда снисходительно относился Старец к немощам человеческим. Однако иногда прибавлял в назидание просившим у него советов: «Когда я говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание воле Божией. Я мягкого характера, уступлю, но не будет пользы для души». Но так как, по пословице, «своя воля царя боле», и для всех она одинаково дорога, то Старцу, понятно, часто приходилось уступать. В таком случае он говорил: «как хочешь» или «можешь так поступить», но никогда не давал на дело благословение.

Находились же такие люди, которые и дела желали вести по своей воле, и вместе просили на это у Старца благословение и все приставали: как же вы мне, Батюшка, благословите? Что же вы мне скажете?». Старец с огорчением в шутливом тоне отвечал иногда так: «Что реку человеку чудаку, или что возглаголю творящему свою волю?». Такими и подобными шуточными ответами он кое-как отделывался от настойчивых требований его благословения. А иному настойчивому своевольнику скажет: «Так-то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум-то телячий». Тут он и сам посмеется и посетитель вместе с ним, может быть даже и не замечая того, что получил от Старца и выговор, и наставление; и только уже после поймет старческие слова и не оскорбится на Старца.

Из книги архим. Агапита (Беловидова) «Житие прп. Амвросия старца Оптинского»