Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь все по Сво­ей ми­лос­ти и пре­муд­рос­ти уст­ра­и­ва­ет к на­шей поль­зе и ду­шев­но­му на­зи­да­нию, но толь­ко мы по сла­бос­ти на­шей и ост­ра­ст­во­ван­но­му на­вык­но­ве­нию ху­до по­ни­ма­ем, яко мла­ден­цы.

преп. Лев

Нет не­дос­тат­ка в ру­ко­во­д­стве к доб­ро­де­те­ли и бла­го­чес­тию; лишь бы толь­ко усер­д­ство­ва­ли к то­му и ле­нос­тию лу­ка­во­го ра­ба от оно­го не от­тя­ги­ва­лись. Впро­чем, все ве­дет нас к доб­ро­му. Лю­бя­щим Бо­га все пос­пе­ше­ст­ву­ет во бла­гое.

преп. Моисей

Все­объ­ем­лю­щий Про­мысл Его прос­ти­ра­ет­ся как на весь мир, так и в осо­бен­нос­ти на каж­до­го из нас.

преп. Макарий

Об испытании человеческой свободы

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы.

Об испытании человеческой свободы...Не помню, чтобы я кого-либо видел без недоумения и недоразумения, потому что всех враг искушает и не хочет никого оставить в покое. Преподобный Макарий Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» (Мф. 10, 34).

Из писем прп. Амвросия Оптинского