Укоряющий себя, «велик у Бога»
Павел поступает под руководство одного наставника, старца иеросхимонаха Леонида (прп. Лев Оптинский), и все то, что ему заповедует Старец, исполняет с искусством опытного послушника; если когда что преступит, в тот же день исповедью очищает совесть. Не смею более говорить о прочих его добродетелях в отношении к отцу духовному, который, несмотря на мою просьбу по смерти его, ничего не сказал, кроме того, что «велик Павел у Бога, и Господь его прославит»...
Во время пребывания своего в монастыре, несмотря на свою болезнь, Павел проходил неленостно послушания, с кротостью переносил ропот братии за немощи; а всех более досаждал ему приставник огорода и погреба – человек строгий и исполнительный, требуя от него тех же трудов, как от сильных и здоровых братий, укоряя его в лености, но тот, как агнец незлобивый, или молчал, или скажет: «виноват, прости Бога ради, я немощен».
Часто со слезами на глазах придет к своему духовнику и наставнику отцу Леониду, и пред ним изливает скорбь души своей, а тот в утешение ему скажет: «терпи, Павел, многими скорбьми подобает внити в Царство Небесное (Деян. 14, 22), и писано также: время сие есть обидяй да обидит, и скверный да сквернится, святый да святится (Откр. 22, 11), терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Евр. 12, 01) и в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19)». И многими другими словами из Священного Писания приведет в неизглаголанную радость, давая знать, что все делается по воле Господней для испытания его усердия, к неизреченным милостям, посылаемым свыше: «и даже самая болезнь дана ти от Бога, да прославиши имя Его святое».
Старец довел его до такой степени самоукорения, что однажды Павел, подходя к приобщению Святых Таин, был оскорблен служащим попом сими словами: «ты, окаянный, недостоин принять сих Даров», однако, допустил его к приобщению, и после обедни сказал ему: «я за то тебя так осудил, что не уважаешь священства, ты не поцеловал руки моей вчера при раздаче антидора».
Действительно, накануне того дня Павел, приняв антидор, был оттолкнут другими, не успев поцеловать его руки, а тот был столько самолюбив, что не забыл ему напомнить при собрании всей Церкви и в такое время, когда и врагов прощают. Павел – бедный Павел заплакал, и как сам после сказывал, что в это время подумал, что, видно, Господь наказал его за какой-нибудь грех, по которому он недостоин сообщиться со Христом, и сим так умиротворил себя, что принял Святые Дары спокойно, без малейшей злобы на священника. Вот так укорил себя Павел, и, подобно мытарю, вышел из храма оправданным.
Монах Порфирий (Григоров)
Из книги «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни». Жизнеописание монаха Павла (Трунова)