Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Важ­на мо­лит­ва цер­ков­ная, луч­шие мыс­ли и чувства при­хо­дят имен­но в церк­ви, прав­да, и враг в церк­ви силь­нее на­па­да­ет, но крест­ным зна­ме­ни­ем и мо­лит­вой Ии­су­со­вой от­го­няй­те его. Хо­ро­шо встать в церк­ви в ка­кой-ни­будь тем­ный уго­лок и мо­лить­ся Бо­жень­ке. „Го­ре име­ем серд­ца!" – воз­гла­ша­ет свя­щен­ник, а ум наш час­то сте­лет­ся по зем­ле, ду­мая о не­пот­реб­ном. Бо­ри­тесь с этим.

прп. Варсонофий

Во вре­мя мо­лит­вы не­по­лез­но стре­мить­ся к вы­со­ким чувство­ва­ни­ям. На­до толь­ко в смысл вни­кать про­из­но­си­мых слов, вни­ма­тель­но мо­лить­ся, и тог­да, со вре­ме­нем, Гос­подь даст и оза­ре­ние ду­хов­ное, и уми­ле­ние сер­деч­ное.

прписп. Никон

Мо­ли­тесь усерд­но Гос­по­ду Бо­гу и хлад­ное серд­це свое ра­зог­ре­вай­те Слад­чай­шим име­нем Его, по­е­ли­ку Бог наш огнь есть. Оное при­зы­ва­ние и не­чис­тые меч­та­ния ист­реб­ля­ет, и серд­це сог­ре­ва­ет ко всем за­по­ве­дям Его. А по­се­му мо­лит­вен­ное при­зы­ва­ние Слад­чай­ше­го име­ни Его долж­но быть ды­ха­ни­ем ду­ши на­шей, долж­но быть ча­ще би­е­ния серд­ца на­ше­го.

прп. Антоний

Отблеск Рая на земле

Обращаясь к своим ученикам, преподобный Федор Студит писал: «Царство Небесное обещано нам. Достигнем его деланием заповедей Божественных». Святитель Игнатий Брянчанинов писал о рае: «Господь в Книге Бытия засвидетельствовал (Быт. 2, 8), это Царство Небесное уготовано для человека от сложения мира… Боговидец Моисей изображает рай изящнейшим и обширнейшим садом (Быт. 2, 9). Точно таким видели рай многие угодники Божии Новозаветной Церкви».

Отблеском рая на земле является красота Божиего мира, которая поражает человека своей возвышенной гармонией и красотой, а также иноческие обители, в которых уже здесь, на земле, насельники призваны, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, «непрестанно беседовать с одним Богом».

Тот, кто хоть однажды сподобится увидеть отблеск рая на земле, меняет свою жизнь, не может уже оставаться прежним, о чем хорошо написал преподобный Варсонофий Оптинский в одном из стихотворений:

Мирской ярем нося и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск Рая.

Будучи еще в миру, будущему старцу Варсонофию несколько раз было даровано видения рая. Как позднее старец рассказывал своим ученикам: «Что такое рай, мы теперь понять не можем. Некоторым людям Господь показывал рай в чувственных образах, чаще всего его созерцали в виде прекрасного сада или храма. Когда я еще жил в миру, Господь дважды утешил меня видениями рая во сне. Вижу я однажды великолепный город, стоящий на верху горы. Все здания города необыкновенно красивы, какой-то особенной архитектуры, какой я никогда не видел. Стою я и любуюсь в восторге. Вдруг вижу, приближается к этому городу юродивый Миша. Одет только в одну рубашку, доходящую до колен, ноги босые. Смотрю на него и вижу, что он не касается земли, а несется по воздуху. Хотел я что-то у него спросить, но не успел: видение кончилось, и я проснулся. Проснулся я с чувством необыкновенной радости в душе.

Выйдя на улицу, я вдруг увидел Мишу. Он, как всегда, спешит, торопится.

– Миша, – говорю, – я тебя сегодня во сне видел.

Он же, взглянув на меня, ответил:

Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14). – Сказав это, он быстро пошел вперед.

Светлое Христово Воскресение. Пасхальное богослужение в Оптиной пустыни. 2025 г.

В другой раз вижу, что стою в великолепном храме. Царские двери открыты, служат пасхальное богослужение. На амвоне стоит диакон из одной казанской церкви. Говорит он песню Пасхального канона, а хор вторит ему. Особенно запечатлелись в моем уме последние слова: “Совершен речеся”. Удивительно пел хор. Я никогда в жизни не слышал такого пения: казалось, что звучал каждый атом воздуха. Пение это умиляло и приводило в неописуемый восторг. Теперь уже я, грешный, таких снов не вижу, не дает Господь такого утешения – иди так на жизненном пути, – а хотелось бы еще хоть раз пережить те восторги. Помню, долго я был под впечатлением сна. Старался припомнить каждую его подробность. Думалось мне еще, отчего это в небесном храме я видел нашего диакона. Стал о нем расспрашивать знающих его людей. Сначала получал неудовлетворительные ответы: бас у него, говорят, отличный. Что бас – ради него в рай не попадешь. Потом я узнал, что он тайный подвижник.

О, если бы нас всех Господь сподобил улучить рай небесный! Впрочем, нужно надеяться на это: отчаиваться – смертный грех. Разные есть степени блаженства, смотря по заслугам каждого: иные будут с Херувимами, другие – с Серафимами и так далее, а нам бы только быть в числе спасающихся».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал своей духовной дочери: «Радуюсь, что наша Оптина тебе так понравилась, что показалась раем. Впрочем – от нас самих зависит наш рай: потерпи, смирись – и обрящешь рай в себе самой. Как говорит один святой: “Не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистой Матерью Своей и с сонмом Ангелов и святых”. Поэтому не унывай, что ты не достигла сего, а старайся и начинай не сверху, а с нижней степени – т.е. со смирения, самоукорения. Говори себе: я недостойна, чтоб живою жить в раю, сподоби меня хоть по смерти вместе с благоразумным разбойником наследовать Твой рай».

Роспись братской трапезной Оптиной пустыни на сюжет «Авва Ефросин»

Северная стена братской трапезной Оптиной пустыни украшена изображением на сюжет повести о неграмотном черноризце Евфросине, давшем игумену три райских яблока.

В повести рассказывается о том, что в одном из монастырей жил неграмотный, но смиренный монах Евфросин, который многие годы без ропота исполнял послушание в поварне. То собирал он зелень, то носил дрова из лесу на плечах своих, топил ими печь и варил сочиво для братии. Занимаясь постоянно исполнением требований послушания своего, редко приходил он и в церковь, но, постоянно смотря на огонь, приводил в сокрушение свою душу:

– Увы, грешная душа! Ты не сделала ничего угодного Богу! Ты не знаешь закона Божия! Ты не научилась читать книги, по которым славословят Бога непрестанно! По этой причине ты недостойна предстоять в церкви с братиею, но осуждена предстоять здесь, пред огнем. По смерти же будешь горько мучиться в будущем неугасимом огне.

Игумен этого монастыря отец Власий пожелал узнать, в какое место вселяются души монахов, подвизавшихся во время земной жизни. Возложив на себя пост и бдение, он начал молить Бога, чтоб Бог открыл ему это. Однажды ночью стоял он на обычной молитве, и внезапно ощутил себя в состоянии исступления. Ему представилось, что он ходит по какому-то великому полю; на поле был рай Божий. Что такое рай? – этого невозможно передать на человеческом языке. Блаженный Власий, вошедши в рай, увидел древа благовоннейшие, осыпанные различными плодами, и насыщался одним благоуханием, которое издавали из себя эти плоды.

В раю он увидел монаха Ефросина, сидящего под одною из яблонь на золотом престоле. Увидев его и достоверно узнав, что это – он, игумен подошел к нему и спросил:

– Сын мой, Ефросин! Что ты здесь делаешь?

Ефросин отвечал:

– Владыко! Я за твои молитвы в этом месте святого рая поставлен в стража Богом.

Игумен сказал на это:

– Если я попрошу у тебя что-нибудь, имеешь ли ты власть дать?

Ефросин отвечал:

– Чего ни попросишь – получишь.

Игумен, показав на одну из яблонь, сказал:

– Дай мне с этой яблони три яблока.

Ефросин тщательно снял три яблока и отдал их игумену. Игумен принял их в мантию, и по принятии тотчас пришел в себя. Он оказался в келье своей, три яблока были в его мантии. По окончании Богослужения игумен приказал братиям, чтоб никто из них не выходил из церкви. Призвав из поварни Ефросина, спросил его:

– Сын мой! Где был ты этою ночью?

Ефросин, опустив глаза в землю, стоял и молчал. Но старец не престал его допрашивать.

Тогда Ефросин отвечал:

– Там, авва, где ты видел меня.

Расспросив еще Ефросина, игумен повергся к его ногам, вынув яблоки из мантии своей, возложил их на святой дискос и сказал братии:

– Эти яблоки, которые вы видите, – из святого рая. В течение трех лет я молил Бога в келье моей, пребывая без сна все ночи, чтоб Бог показал мне, в какое место отходят по смерти души благочестно подвизающихся монахов. В эту ночь благодатию Божиею я возведен был в святой рай, видел его неизреченные блага и нашел в нем брата нашего Ефросина, который дал мне эти три яблока.

Ефросин, избегая славы человеческой, вскоре покинул монастырь. Игумен разделил яблоки на благословение братиям; больные, бывшие в братстве, вкусив райских яблоков, выздоровели.

Напоминанием о жизни райской, уготованной смиренным и благочестивым подвижникам, служит этот сюжет.

Как писал преподобный Иосиф Оптинский: «Труден наш век для спасающихся, но знай, радость моя, что рай сладости никто никогда не получал без труда, скорбей, болезней и слез. Люта зима, люты страдания, но сладок рай. Зачем бояться нам мучителей, разве мы не желаем сладости райской, и если желаем, то твердо будем верить в помощь Божию».

В.В. Каширина