Аудио-трансляция

Ис­тин­но го­ре то­му че­ло­ве­ку, кто не име­ет сми­ре­ния. Кто не уме­ет сам сми­рять­ся, то­го впос­ле­д­ствии бу­дут сми­рять лю­ди, а ко­го не сми­рят лю­ди, то­го сми­рит Бог.

преп. Антоний

Чрез поз­на­ние сво­их не­мо­щей да по­мо­жет нам Гос­подь стя­жа­ти мно­го­вож­де­лен­ное на­ми сми­ре­ние.

преп. Макарий

Ког­да вме­нишь се­бя в нич­то, то ка­кое де­ло до то­го, что о те­бе го­во­рят и ду­ма­ют? Сми­рен­ный всег­да ми­рен и спо­ко­ен, а по­ка бу­дем дос­ти­гать се­го, то тре­бу­ет­ся боль­шой ис­кус. При вся­ком слу­чае, пот­ря­са­ю­щем те­бя, поз­на­вай свою не­мощь и уко­ряй се­бя, а не дру­гих.

преп. Макарий

Об удалении от мира

Надобно, познавши суету мира, воистину бесполезную, уклоняться от нее и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и, находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих; и еще от некоторых малых исправлений мним быть себя истинными христианами; а сим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа...

Об удалении от мираПрелесть мира сего и рассеянная жизнь есть пространный путь, вводящий в пагубу, а удаление от оных и сопряженные с сим скорби, поношения и гонения суть тесный путь, вводящий в жизнь вечную (Мф. 7, 14). Господь наш Иисус Христос пречистыми устами Своими в учении Своем изрек: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 18—19); а святые Апостолы учат христиан — св. Иоанн: не любите мира, ни яже в мире; аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Яко вся еже в мире: похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская; несть от Отца, но от мира сего есть (1 Ин. 2, 15—16). Св. апостол Иаков: не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру — враг Божий бывает (Иак. 4, 4); и св. Павел научает, что мудрование плотское вражда на Бога есть; закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7).

Должно же знать, что учение сие не только к монахам относится, но и ко всем православным христианам, в мире живущим. Мир, столько для нас вредный, борется в отношении к страстям и к обычаям, принятым в мире за правило, но не богоугодным. Те, кои следуют оным, вредят себе, хотя и думают быть премудрыми; но премудрость мира сего буйство у Бога есть (1 Кор. 3, 19). Те, кои пользуются Его учением и исполняют оное, получают спасение. Но и тех, кои, хотя предаются миру, т. е. страстям и обычаям его, ежели они имеют доброе сердце, силен Бог исторгнуть из челюсти его судьбами Своими и привести в чувство.

Из писем прп. Макария Оптинского