Аудио-трансляция

Еже­ли мы с ве­рою не­о­суж­ден­но при­ча­ща­ем­ся Та­ин­ства Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых, то все коз­ни вра­гов на­ших ду­шев­ных, сту­жа­ю­щих нам, ос­та­ют­ся не­дей­ствен­ны и празд­ны. Не­о­суж­ден­но же при­ча­ща­ем­ся тог­да, ког­да прис­ту­па­ем к Та­ин­ству се­му, во-пер­вых, с иск­рен­ним и сми­рен­ным рас­ка­я­ни­ем и ис­по­ве­да­ни­ем гре­хов сво­их и с твер­дою ре­ши­мо­стию не возв­ра­щать­ся к оным, а во-вто­рых, ес­ли прис­ту­па­ем без па­мя­тоз­ло­бия, при­ми­рясь в серд­це со все­ми, опе­ча­лив­ши­ми нас.

преп. Амвросий

Отдых духовный

Но, положим, человек не поддался искусительной мысли, что будто Бога нет, он верует в Господа, – тогда враг искушает иным образом. «Отдохни, – говорит он, – ты устал. Ну, если не хочешь сойти с лестницы вниз, то, по крайней мере, посиди на ступеньках. Отдых необходим». Правда, отдых необходим не только для тела, но и для души, но какой отдых? Духовный, т.е. чтение Слова Божия, Житий святых и т.д. А враг внушает: «Сходи в театр, пьеса идет нравственная, прекрасная музыка; все это тебя развлечет». Действительно, пошел человек в театр и вынес, как ему кажется, хорошее впечатление.

Отдых духовныйПотом враг соблазнит пойти в гости, хотя там часто бывают безбожники, но что до этого? И в гости пошел, а там опять попалась афиша одного театрального представления и опять пошел в театр, да и вернулся к прежней плотской жизни, которую уже, было, оставил. Нет, такой отдых незаконен. Повторяю: – отдых нужен, и люди не только все молились. И в молитве должно быть рассуждение. Только отдых святых был безгрешен и позволял им после него с новыми силами приняться за подвиги. В Александрии жили две девицы: Марина и Кира, святою жизнью. Не довольствуясь этим, они продали все свое имение и ушли в пустынное место, где устроили себе пещеру и подвизались 49 дней в безмолвии и на 50-ый день выходили к людям для беседы и для того, чтобы поделиться с приходившими своей духовной премудростью.

Вот видите, святые не оставались все в подвиге, чтобы не надорваться.

Однажды св. апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:
— Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?
Апостол ответил:
— Ты охотник, кажется, у тебя лук и стрелы, если перетянуть лук, что сделается с ним?
— Он оборвется, – был ответ.
— Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.
Надо все делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму.


Из бесед преподобного Варсонофия Оптинского