Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нап­равь сна­ча­ла се­бя мо­лит­вой на путь спа­се­ния, тог­да и ста­нешь хрис­ти­ан­кой, крот­ким мол­ча­ли­вым при­ме­ром, вле­ку­щей дру­гих на путь сей.

преп. Анатолий

Мо­лись по-детс­ки, в прос­то­те серд­ца о всех нуж­дах и скор­бях и вру­чай се­бя во­ле Бо­жи­ей, ибо Гос­подь стро­ит на­ше спа­се­ние.

преп. Никон

На­до мо­лить­ся, да ука­жет Гос­подь путь... Бу­дем мо­лить­ся Гос­по­ду, да спа­сет нас и да по­мо­жет нам в бе­дах и нуж­дах. Ино­го прис­та­ни­ща и на­деж­ды не ви­жу. Че­ло­ве­чес­кие рас­че­ты и су­ет­ны, и оши­боч­ны. Ког­да при­хо­дит­ся тер­петь и труд­ное что-ли­бо, но зна­ешь, что нет тут сво­ей во­ли, по­лу­ча­ет­ся нрав­ствен­ное об­лег­че­ние и мир ду­ши. Да бу­дет во­ля Бо­жия! Да не пос­ра­мит Гос­подь ве­ры на­шей и пре­дан­нос­ти во­ле Его. Еди­ная на­деж­да на Бо­га. Вот твер­дое ос­но­ва­ние. Ос­таль­ное все неп­роч­но. Со­вер­шен­но не зна­ешь, где луч­ше, где ху­же и что ожи­да­ет. Да бу­дет во­ля Бо­жия! На­ше де­ло — хра­нить се­бя в ве­ре и блюс­ти се­бя от вся­ко­го гре­ха, а все ос­таль­ное вру­чить Бо­гу.

преп. Никон

 «Просите… и дастся вам!» 

Из переписки К. Н. Леонтьева и С.Ф. Шарапова:

В 74 году я приехал из Тур­ции, «обвеянный афонским воздухом», и вскоре поехал в Оптину. Отец Амвросий мне чрезвычайно понравился; но я все-таки в течение пяти лет не получал от него тех уте­шений, которые получал от более сурового Иеронима Афонского. А душевная моя жизнь была очень сложная, трудная, очень запутанная — и сердечно, и хозяйственно и т. д.

 

Ужаснее всего было то, что надо было говорить отцу Амвросию все кратко, все только в окончательном выво­де, без всяких объяснений. Это была мука — после Иерони­ма, который со мной беседовал, расспрашивал, про себя рассказывал, объяснял, богословствовал и т. д., - слышать всякий раз: «Вы покороче: я утомлен; я очень слаб; вы без предисловий; ждет игумения; ждет одна купчиха-вдова уж третий день. Покороче!» И т. д.

Климент выручал, конечно; он рассуждал за старца; он употреблял все усилия, чтобы приучить меня к нему. Я старался — пять лет ездил в Оптину и очень любил туда ездить, но гораздо больше через Климента, чем через отца Амвросия.

Когда Климент умер и я сидел в зальце отца Амвро­сия, ожидая, чтобы меня позвали, — я помолился на об­раз Спаса и сказал про себя: «Господи! Наставь же старца так, чтобы он был опорой и утешением! Ты знаешь мою борьбу!» (Она была иногда ужасна, ибо тогда я еще мог влюбляться, а в меня еще больше!)

И вот отец Амвросий на этот раз продержал меня дол­го, успокоил, наставил, и с той минуты все пошло совсем иначе. Я стал с любовью его слушаться, и он видимо, очень меня любил и всячески меня утешал.

Просите хорошего старца, «и дастся вам!»

(фрагмент письма К. Н. Леонтьева о старчестве // РО. 1894. Октябрь. С. 816-818.)

Из книги монаха Арсения (Святогорского) «Аскетизм»