Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­ли­тесь усерд­но Гос­по­ду Бо­гу и хлад­ное серд­це свое ра­зог­ре­вай­те Слад­чай­шим име­нем Его, по­е­ли­ку Бог наш огнь есть. Оное при­зы­ва­ние и не­чис­тые меч­та­ния ист­реб­ля­ет, и серд­це сог­ре­ва­ет ко всем за­по­ве­дям Его. А по­се­му мо­лит­вен­ное при­зы­ва­ние Слад­чай­ше­го име­ни Его долж­но быть ды­ха­ни­ем ду­ши на­шей, долж­но быть ча­ще би­е­ния серд­ца на­ше­го.

преп. Антоний

Как уви­деть Хрис­та? Путь к это­му воз­мо­жен: неп­рес­тан­ная мо­лит­ва Ии­су­со­ва, ко­то­рая од­на спо­соб­на все­лить Хрис­та в на­ши ду­ши.

преп. Варсонофий

У нас од­ин меч – мо­лит­ва Ии­су­со­ва. Ска­за­но: „Бей этим ме­чом не­ви­ди­мых рат­ни­ков, ибо нет бо­лее силь­но­го ору­дия ни на не­бе, ни на зем­ли".

преп. Варсонофий

О чтении духовных книг соответственно своему положению

Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу.

Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!

Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. 

Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия. Господь повелел «вино новое», т.е. возвышенные добродетели и подвиги, «вливать в мехи новые», т.е. предоставлять подвижникам уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатию. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новою заплатою.

Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие крушения закона Божия, нежели в какие впадали прежде. «К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от этого дыра сделается только больше».

И для иноков всех вообще, и для христиан, живущих посреди мира, полезнейшее чтение – Новый Завет, в особенности Евангелие. Но его надо читать со смирением, не позволяя себе собственных толкований, а руководствуясь толкованием Церкви.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского