Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что внут­ри не­лад­но, очень пе­чаль­но. Мо­лись Бо­гу, про­си у Не­го тер­пе­ния и не уны­вай. Де­лай все ра­ди Бо­га, не ра­ди че­го-ни­будь вре­мен­но­го, и Гос­подь ни­ког­да не ос­та­вит те­бя и тру­ды не за­бу­дет. По­тер­петь же всем на­до, скор­би у всех, без них и в по­кой не вой­дешь.

преп. Иосиф

Мир ду­шев­ный имей, а тер­петь – тер­пи, и за се­бя, и за дру­гих. Тер­пе­ние, по сло­ву свя­то­го Гри­го­рия Си­на­и­та, и в бу­ре ти­ши­на.

преп. Амвросий

Че­рез неп­ри­ят­ные слу­чаи мы поз­на­ем, что мы не­тер­пе­ли­вы, а ес­ли не­тер­пе­ли­вы, зна­чит, са­мо­лю­би­вы. А поз­на­ние это долж­но рас­по­ло­жить нас к са­мо­у­ко­ре­нию и по­ка­я­нию, и мо­лит­вен­но про­сить у Гос­по­да по­ми­ло­ва­ния,– без неп­ри­ят­ных же слу­ча­ев че­ло­век скло­нен к са­мом­не­нию.

преп. Иосиф

Покаяние и исполнение заповедей Божиих начинаются с терпения скорбей

Покаяние и исполнение заповедей Божиих начинаются с терпения скорбейВ какой бы мере духовной мы ни находились, имеем нужду во всегдашнем покаянии, присно исповедаясь Богу и духовному отцу в своих согрешениях, немощах и недостатках. Глаголет бо св. Лествичник: "Аще и на всю лествицу совершения наступиши, о оставлении грехов молися". И св. Иаков, брат Божий: исповедайте друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16). При покаянии же и всяком исправлении должно помнить, что мняйся любити Бога, не любяй же ближняго своего, ложь есть (1 Ин. 4, 20), и еще: всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15).

Нам, по слову св. Исаака Сирина, всегда необходимо покаяние, в котором имеют нужду до самой смерти и грешные и праведные, ибо совершенства на земле нет. Главные же признаки искреннего покаяния суть: неосуждение других и обуздание гнева. Святой Иоанн Лествичник говорит, что покаяние требует многого смирения, гнев же есть признак великой гордости. А кто осуждает других, того Господь называет в Евангелии лицемером, не чующим бревна своих грехов и недостатков и блазнящимся сучком ближнего. И покаяние, и исполнение заповедей Божиих начинаются с терпения находящих скорбей, как говорит преподобный Петр Дамаскин, и Сам Господь глаголет в Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Терпения же сего нельзя приобрести без смирения и самоукорения, то есть, во всяком случае, обвинения себя, а не других.
С покаянием милость Божия сопряжена есть, а человеколюбие Божие безмерно и благость Его словом изрещи невозможно.

Из писем прп. Макария Оптинского