Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Обе­тов и ка­но­нов на се­бя не нак­ла­ды­вай­те ни­ка­ких без одоб­ре­ния от­ца ду­хов­но­го, с со­ве­том ко­то­ро­го один пок­лон при­не­сет вам бо­лее поль­зы, не­же­ли ты­ся­ча пок­ло­нов сво­е­чин­ных, че­му верь­те без сом­не­ния.

преп. Антоний

Ког­да кто-ли­бо со­вер­ша­ет ке­лей­ное пра­ви­ло и сре­ди оно­го по­чу­в­ству­ет осо­бен­ное наст­ро­е­ние ду­ха к мо­лит­ве Ии­су­со­вой или к по­у­че­нию в ка­ком-ли­бо из­ре­че­нии Пи­са­ния, тог­да мо­жет ос­та­вить на вре­мя ке­лей­ное пра­ви­ло и за­нять­ся тем или дру­гим из ска­зан­но­го. Так на­у­ча­ют нас опыт­ные от­цы.

преп. Амвросий

Луч­ше про­чи­тать не все мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, по не­дос­тат­ку вре­ме­ни, но со вни­ма­ни­ем. Страш­ные сло­ва ска­за­ны в Свя­щен­ном Пи­са­нии: Прок­лят всяк тво­ряй де­ло Гос­под­не с неб­ре­же­ни­ем (Иер. 48, 10).

преп. Никон

Из писем прп. Макария Оптинского о монашестве

Мирские люди, и благочестием сияющие, не знают сих <монашеских> браней и не бывают так ввергаемы в пещь искушений, как в нашем звании, по мере каждого устроения. Они не понимают, что к сей жизни есть призвание Божие, без которого сам собою человек не может оставить мир с привлекательными его удовольствиями, которые хоть и часто бывают растворяемы скорбями и болезнями. А какие предлежат брани и искушения вступившим на поприще сего духовного подвига, о сем ты и понятия не имеешь.

Из писем прп. Макария Оптинского о монашествеЧто же касается до мнения светских людей, водимых страстями (что называется мир), о нашем звании, и вменяющих себе в бесчестие, когда ближние их вступают в монастырь, то мы на сие имеем учение пресладчайших уст Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 1819). И опять, кто стыдится мира ради звания Божия и дел, предприемлемых любви Его ради, тот также услышит от Господа: иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего, со Ангелы святыми (Мк. 8, 38). Еще же апостольское учение удостоверяет нас, что мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может (Рим. 8, 7).

Истинные христиане должны радоваться и вменять себе в честь, когда ближние их удостоиваются сего звания Божия; кто может без звания Божия оставить мир и удовольствия его (хотя временные, суетные и ложные) и вступить в обитель, по наружности скудную в одежде и в удовольствиях, но внутренне и богатых и веселых, чего мир не может прияти, по слову Господню. Суета же монастырская от мирской много различна: там по необходимости, а в мире для прихоти и роскоши.

Как сама, так и других тебе единомысленных наставляй повиноваться игумении. Мы часто имеем неправильный взгляд на вещи и, понимая оные худо, других тем же заражаем; а всего лучше о порядке и правлении, до них не касающихся, пусть молчат и внимают себе и своему спасению.

Из писем прп. Макария Оптинского