Из беседы в предрождественские дни
В первые века христианства жил в Греции, во Фракии, замечательный подвижник по имени Марк. Рано он оставил мир, поселился на Фракийской горе, где в уединении и безмолвии подвизался о Господе. От людей он не мог заимствовать примеров, но «в законе Господнем поучался день и ночь». Однажды его посетил авва Серапион.
Когда авва Серапион пришел, Марк встретил его с любовью и завел с ним духовную беседу.
– Как теперь живут христиане? По-прежнему ли их преследуют? Ведь я вот уже 95 лет в пустыне, и за это время не видел ни одного человека.
– Твоими святыми молитвами, отче, гонения прекратились; всюду открыто совершается христианское богослужение, – ответил авва Серапион.
– Слава Богу! – воскликнул Марк. – А есть между христианами такие, которые скажут горе сей: ввергнись в море, и она их послушает?Когда Марк произнес эти слова, то вдруг раздался страшный треск, и гора, на которой были подвижники, сдвинулась со своего места и вверглась в море. Марк, обратившись к горе как к живому существу, сказал:
– Стой спокойно, я не тебе говорю.
Следовательно, слова Марка имели творческую силу, так как он был творец закона.
Мы, конечно, не можем творить таких дел, но если, по слову Спасителя, будем иметь веру с горчичное зерно и смиряться, то Господь не отринет нас, а спасет, какими Сам весть судьбами. Нынче в Церкви поются дивные песнопения:
Христос раждается – славите,
Христос с небес – срящите,
Христос на земли – возноситеся,
Пойте Господеви вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися.
Что означают эти слова?
«Христос раждается – славите», – не языком или легкими, но прославить Христа нужно своею жизнью.
«Христос с небес – срящите», – то есть встречайте Его верою и добрыми делами, неразрывно связанными с верою: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
«Христос на земли – возноситеся», – это не то, чтобы возноситься над другими, гордиться; нет, это означает, что необходимо отрывать свое сердце от всего земного, суетного и тленного.
Из бесед прп. Варсонофия Оптинского