Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да­ро­ва­ний ни­ка­ких не ищи, а луч­ше ста­рай­ся ус­во­ить ма­терь да­ро­ва­ний – сми­ре­ние,– это проч­нее.

преп. Амвросий

Сми­рен­ные не вни­ка­ют в глу­би­ну не­до­ве­до­мых, но сми­ря­ют свой по­мысл, и по вре­ме­ни Бог вра­зу­мит их.

преп. Макарий

В слу­чае ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния в де­лах, сло­вах и мыс­лях не­об­хо­ди­мо тот­час рас­ка­и­вать­ся и, поз­на­вая свою не­мощь, сми­рять­ся и по­нуж­дать се­бя ви­деть свои гре­хи, а не исп­рав­ле­ния; от рас­смат­ри­ва­ния гре­хов при­хо­дит че­ло­век в сми­ре­ние и серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но стя­жа­ва­ет, ко­то­ро­го Бог не уни­чи­жит.

преп. Иларион

Рассуждение выше всех добродетелей

Преподобный Кассиан Римлянин повествует, что древние старцы, сойдясь, рассуждали о добродетелях, — какая из них главнее и необходимее; одни из них выставляли пост и бдение, другие — нестяжание и презрение своих вещей, третьи — милостыню, и иные — иное, и таким образом многая часть ночи прошла в сей беседе.

Рассуждение выше всех добродетелейНаконец, после всех, великий Антоний сказал: "Правда, все сие полезно ищущим Бога, но добродетелям сим преимущество дать не попущаем: то что видим в постех и бдениях ходивших и нестяжание крайнее претерпевших, и милостыню исправлявших толико, яко не довлети им имений к раздаянию, но по сих окаянно отпадших от добродетели. Что убо их совратитися с правого пути содела? Не иное что, по моему мнению, разве не имеяху они правого и должного рассуждения. Сие учит человека шествовати путем царским, то есть средним. Оно не попущает человеку, чтобы от десныя страны окрадаем не был безмерным воздержанием, а от страны шуия не был развлекаем к нерадению и раcслаблению. Если человек сам может раcсуждать здраво и правильно, то сам да раcсуждает; а если не может, да советуется, и благим советом да управляет свои дела".

Святой Лествичник указывает путь к приобретению здравого рассуждения: "От послушания, — говорит он, — рождается смирение, а от смирения — рассуждение". Как думаю, так и написал вам, впрочем, сами рассмотрите сказанное и примените дело к делу, чтобы концы сходились воедино; если же один конец будет большой, а другой малый, то выйдет это очень неблагообразно. В Писании же сказано (1 Кор. 14: 40): вся же благообразно и по чину да бывают, то есть в надлежащем порядке.

Из писем прп. Амвросия Оптинского