Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все ос­та­вим на суд Бо­жий и пре­да­дим заб­ве­нию, за­бо­тясь толь­ко о сво­ем спа­се­нии; так пос­ту­пая, мо­жем об­рес­ти и мир ду­шев­ный, ос­тав­ляя свои пре­тен­зии на дру­гих. Ес­ли они не так действу­ют, то они за свои действия бу­дут от­ве­чать. Мы же по­за­бо­тим­ся о се­бе – и дов­ле­ет нам.

преп. Амвросий

Не­мощ­ны мы. Ни­че­го не мо­жем сде­лать сво­и­ми си­ла­ми. Ка­кое бы ни бы­ло ве­ли­кое де­ло, все это – внеш­нее, зем­ное. Все по во­ле Бо­жи­ей и по не­ис­по­ве­ди­мым судь­бам Его об­ра­ща­ет­ся в нич­то. Все – вре­мен­но, и до­ро­жить им мы долж­ны, пос­коль­ку оно слу­жит нам для спа­се­ния на­шей ду­ши. Од­но толь­ко это на­до не­из­мен­но пом­нить и об од­ном толь­ко этом, спа­се­нии сво­ей ду­ши, за­бо­тить­ся, а все ос­таль­ное пре­дать в во­лю Бо­жию. Сми­рять­ся долж­но.

преп. Никон

Спо­рить не нуж­но, так как че­рез спор вы­хо­дят иног­да боль­шие неп­ри­ят­нос­ти. Ска­за­но: тот ве­лик пред Бо­гом, кто сми­рен­но ус­ту­па­ет ближ­не­му, и сми­рен­ных Бог воз­но­сит, а гор­дых и спор­ли­вых Бог сми­ря­ет. Уко­рять на­до толь­ко се­бя, а не ближ­не­го, за свои не­дос­тат­ки.

преп. Иосиф

Архиепископ Феогност совершил богослужение в монастыре Оптина пустынь

24 марта 2019 года, в неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, архиепископ Каширский Феогност, викарий Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, посетил Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.

Его Высокопреосвященство возглавил одну из ранних Литургий в храме прп. Марии Египетской. Владыке сослужили наместник монастыря епископ Можайский Леонид, викарий Патриарха Московского и всея Руси, а также братия обители в священном сане.

По окончании богослужения архиепископ Феогност обратился к молящимся со словом, в котором подчеркнул, что сейчас «особое благодатное время Четыредесятницы, время обновления, время нашего духовного возрождения, время, когда мы сбрасываем с себя много ненужного, ложного и обретаем, каждый в свою меру, истинное и необходимое. И постом как никогда мы понимаем важность решительности. И когда преподобного Серафима Саровского чудотворца Мотовилов спросил: «Почему нынешние христиане не такие как были раньше, что не хватает?» — он ответил просто: «Решимости, всё остальное тоже самое». Господь — тот же, благодать — та же, Церковь — та же; устав, книги, Дух — всё то же. Не хватает решимости.

И очень важно понимать, что и слава Богу, что у нас иногда не хватает решимости, ибо многое из того, что мы хотели сделать, оно не разумно и не нужно. И Господь останавливает нас, потому что мы можем взять крест, который нам не по силам. Ибо есть такой великий дар, который предшествует всему — дар рассудительности: рассудить, а твоё ли это, а понесёшь ли ты, то что взял. И вот тогда, когда ты принимаешь решение, после рассуждения что это твоё, — вот тогда уже отступления нет, когда ты должен идти до конца. Ибо решимость — это не обыкновенное решение; решимость — это постоянное подтверждение того, что ты стремишься к той цели, которую ты избрал. Если ты не дрогнешь, не сойдёшь с пути, то Господь тебе поможет, Он тебя укрепит.

И в этой жизни мы все стоим перед выбором, ибо жизнь это серия проблем, и мы выбираем: либо ныть, либо решать эти проблемы. И в зависимости о того, что мы выберем, так и сложится наша жизнь. Ибо жизнь — это не зебра из чёрных и белых полос, а это шахматная доска, и очень много зависит от твоего очередного хода. Ибо Господь дал нам рассудительность и свободу принятия решений. И когда мы после всякой неудачи говорим «искушение», то мы тем самым искушаем Господа, ибо не Господь искушает нас, а наша глупость толкает нас на необдуманные и неправильные поступки. Но велика милость Божия: как бы далеко мы ни находились от пути Божия, если у нас есть решимость вернуться на него, то Сам Господь поможет нам стать на этот путь. И милость Божия заключается именно в этом: как бы ты не заблудился, как бы ты далеко не ушёл с пути Божия, — только призови Господа, и Господь вновь вернёт тебя. И в этом великая милость Божия.

И сегодня, в день когда мы празднуем, воспоминаем молитвенно память Григория Паламы, великого молитвенника, таи́нника, который испытал опытно, и нас призвал к тому, что и нам возможно приобщиться к тому нетварному свету, который даёт Господь, и который всех нас просвещает изнутри и вовне. И сегодня, находясь в этом храме, престол которого посвящён блаженной, великой угоднице Божией, подвижнице Марии Египетской, мы вновь и вновь должны сами себе признаться, что благодарение Богу и за то, что Господь даёт нам рассудительность, и мы не встаём на путь, который неподъёмен для нас.

Во всей истории церковной такая великая подвижница была одна. Господь ей дал такую силу, и её образ, и её путь стоят перед нами. И у святых есть особые пути, которые мы не можем объяснить, и не можем идти по ним, и не можем подражать, но они нужны нам для нашего покаяния, чтобы, когда мы чего-то всё-таки в этой жизни сделаем: постимся, молимся, читаем, делаем поклоны, — перед нами образы великих подвижников Божиих, особенно преподобной Марии Египетской. И как-бы высоко мы не поднимались, какие бы подвиги мы на себя не принимали, всё это настолько мелко и низко по сравнению с теми, которые были до нас, и слава Богу, что мы это понимаем. В этом великая Божия милость, ибо у нас рождается смирение, а в смиренную душу входит благодать, которая просвещает каждого из нас, и даёт тот самый дар рассудительности, о котором мы просим Господа. И именно этот дар рассудительности поможет нам выбрать подвиг по силам нашим, который, однажды взяв, мы донесли до конца своей жизни».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь