Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Че­рез неп­ри­ят­ные слу­чаи мы поз­на­ем, что мы не­тер­пе­ли­вы, а ес­ли не­тер­пе­ли­вы, зна­чит, са­мо­лю­би­вы. А поз­на­ние это долж­но рас­по­ло­жить нас к са­мо­у­ко­ре­нию и по­ка­я­нию, и мо­лит­вен­но про­сить у Гос­по­да по­ми­ло­ва­ния,– без неп­ри­ят­ных же слу­ча­ев че­ло­век скло­нен к са­мом­не­нию.

преп. Иосиф

Из Свя­то­го Пи­са­ния ви­дим, что скор­би при­бли­жа­ют лю­дей ко спа­се­нию, ес­ли кто не ма­ло­ду­ше­ст­ву­ет и не от­ча­и­ва­ет­ся, а во­ору­жа­ет­ся тер­пе­ни­ем со сми­ре­ни­ем и пре­дан­нос­тию во­ле Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

Ве­ли­кое ду­шев­ное бедствие – рас­се­ян­ная жизнь. Осо­бен­но ужас­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дит она на тех, кто доз­во­лит се­бе рас­се­ян­ность, на­чав уже вни­ма­тель­ную жизнь. Хрис­ти­а­нин бла­го­го­вей­ный дол­жен про­вож­дать жизнь во вся­ком вни­ма­нии к се­бе и трез­ве­нии. Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мк. 14, 38),– ска­зал Гос­подь.

преп. Никон

«Это было на святых днях»  из беседы преподобного Варсонофия Оптинского

30 декабря 1912 г. 

Начну свою беседу теми же словами, как и в прошлый раз: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова. Верю твердо, что милосердный Господь вознаградит вас. Как, не знаю, но не оставит вас ни в этой жизни, ни в будущей. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. «Это было на святых днях», — говорили. Теперь эти два слова совмещены в одно — «святки». Что подразумевают под этим словом теперь? 

Прп. Варсонофий

Обыкновенно — период времени от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много бывает именно в это время. Враг издевается над христианами, и время, в которое совершалась тайна нашего спасения, обращается в разгул всевозможных пороков. Оттого-то и назвал я подвигом то, что вы оставили все мирские удовольствия: театры, балы, маскарады — и приехали в нашу тихую обитель, чтобы провести эти дни в молитве, духовной беседе и удалении от мирской суеты.

Здесь вы говели и приобщались Святых Тайн. Это великое дело — принять в себя Самого Господа. В Таинстве Покаяния, или исповеди, разрываются векселя, то есть уничтожается рукописание наших грехов, а причащение истинных Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно. Правда, это совершается не сразу и, пожалуй, неощутимо для нас: …не приидет Царствие Божие с соблюдением (Лк. 17, 20), но несомненно, что это перерождение рано или поздно совершится и мы начнем новую жизнь, жизнь во Христе.

***

В страшное время мы живем. Людей, исповедующих Иисуса Христа и посещающих храм Божий, подвергают насмешкам и осуждению. Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится через тысячу лет, нет, это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые из вас увидят. И начнутся опять пытки и мучения, но благо тем, которые останутся верными Христу, Господу нашему.

«Скитская братия» — фото начала XIX века

Надеюсь, что вы все останетесь Ему верны и не отвернетесь от Господа своего. Молитесь, чтобы Господь послал вам христианскую кончину: «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим». 

Кончина есть конец жизни, и добро тем, кто сподобится христианской кончины. Один епископ при возглашении этой ектений всегда творил земной поклон. И вы не забывайте если не в землю поклониться, то сделать поклон поясной или хотя бы свое внимание сосредоточить на этом прошении. И заметьте, что люди, верующие в Бога и на деле исполняющие Его святой закон, умирают спокойно, а смерть безбожников обычно страшна. 

Все образованные люди знают известного немецкого писателя Гете. Незадолго до смерти он дошел до такого безумия, что, поклоняясь языческому богу Зевсу, отвергал Христа и издевался над Ним. Правда, в его произведении «Фауст» добро торжествует над злом, быть может, потому, что «Фауст» написан в лучшую пору жизни, когда он был еще верующим. Ужасна была его кончина. «Света, света больше!» — кричал он в предсмертной агонии. Очевидно, вечный мрак уже начинал окутывать его душу, и вспомнил он о Присносущном Свете, да уже поздно. Как ни стараются почитатели Гете объяснить иначе его последние слова, но истина остается во всей своей силе.

Другой знаменитый писатель, Шекспир, хотя и принадлежал к англиканскому исповеданию, но всегда признавал Бога. Был он идеалистом, его произведения отрывают от мелочной житейской суеты. Умирая, он говорил: «Я спокоен». Это не было спокойствие отчаяния, но спокойствие, посланное Богом за веру в Него. 
Страшна смерть неверов и кощунников, а их теперь так много! Писатель Спенсер характеризует многих людей так: «Люди — это деревяшки, а сердце их — рубль». Какая корысть от деревяшки и от рубля, а это выражение очень метко характеризует людей, погруженных в мелкие земные интересы и вовсе не думающих об иных, высших, идеалах. И действительно, Господь поругаем не бывает (Гал. 6, 7), и закон возмездия остается в полной силе. Грешники наказываются не только в будущей, но еще и в этой жизни.

«Скитская братия» — фото начала XXI века

В Житиях святых из сонма примеров возьмем хотя бы один — святую мученицу Агафию. Ее подвергают ужаснейшим пыткам, желая вынудить отречение от Христа, но мученица остается непобедимой. Наконец голову ее усекают мечом, а мучитель, захватив ее богатства, довольный собой, едет в Рим к императору Декию с сокровищами Агафии. Доехав до реки, он поставил лошадей на паром. Одна из лошадей вдруг бросилась на мучителя, изгрызла ему лицо, а затем, схватив зубами за одежду, бросила его в воду. Никого другого не тронула. Вот как этот мучитель еще при жизни подвергся казни Правосудия Божия. Так и во всем земная мудрость ничто в сравнении с мудростью небесной, хотя земные знания и бывают нам полезны в сей жизни, но они не ведут нас в Царство Света. 

К беседам моим не удается подготовиться: утомишься здесь с народом, а затем — письма неотложные, телеграммы, дела, после обеда немного отдыхаю, иначе по старческой немощи становлюсь вялым и бессильным. А там опять прием народа, и так все время.

***

Батюшка отец Амвросий говорил своим слушательницам: 

— Ах, как хотел бы я повести вас на источник воды живой! 

Раздается голос: 

— Батюшка, поведите! 

— Да я и сам там не был, — отвечает отец Амвросий, — но сильно хочу быть там. 

В действительности же старец властно вел своих почитателей на источник живой воды. 

Сегодня 30 декабря. Кончается год, и подводится итог того, что мы сделали за это время. Конечно, каждым совершено много промахов, ошибок, но будем надеяться на милость Божию и пожелаем друг другу не нового счастья, а новой благодати Божией. Аминь.