Испытание на верность, или чем грозит доверие снам
Однажды во время описываемого мной пребывания в Оптиной был со мной такой случай. Заболело у меня горло, сделалась сильная опухоль, и я сильно заболел.
Смерти я не боялся, но мне хотелось еще потрудиться в обители, и так как болезнь грозила принять вовсе серьезный оборот, то я сильно упал духом. В скорби духа я заснул и вижу во сне, что я лежу больной, и вот — подходит ко мне Спаситель, как Его пишут на иконах явления Марии Магдалине по Воскресении — нагой, через плечо покрытый покровом, и говорит мне:
— Феодор, ты нездоров?
— Нездоров, Господи!
Спаситель приблизился ко мне и рукой Своей вскрыл мне грудь, так что я видел свое сердце и всю мою внутренность.
— Да — нездоров, — сказал Он и, сказавши это, стал ко мне боком, и из ребра Его брызнули на меня фонтаном Кровь и вода, и, как дождем благодатным, оросили они мне все внутренности. Затем Он закрыл мне грудь, снова оросил ее Своей Кровью и, сказавши: «Теперь ты будешь здоров», стал невидим, а я проснулся. Опухоли в горле как не бывало, и я встал с постели совершенно здоровым.
Немедленно пошел я в скит к старцу отцу Макарию, чтобы рассказать ему о дивном видении. Старец выслушал меня со вниманием и обычной ему любовью и, несколько помолчавши, сказал:
— Что ты сделался здоров, за это благодари Господа, но сну этому не верь.
— Как же так, батюшка, не верить-то? Вы сами свидетели, что я был сильно болен, а вот мгновенно здоров, — возразил я не без горечи и удивления старцу.
— Слушай меня! — сказал мне отец Макарий. — Если бы и точно, за молитвы святых отец, сон твой был благодатный, то и тогда гораздо для тебя полезнее не верить сну. Веря сну, ты не избегнешь самомнения, а испытай себя, спроси свою совесть: ну достоин ли ты, чтобы явился к тебе Спаситель? Положим, что милости Его бездна многа и судьбы Его кто исповесть, но, во всяком случае, недоверие сие не будет служить тебе препятствием ко спасению. Положи себе, что ты женат и имеешь жену, которую ты хотел испытать в верности, для чего ты, отъехав как бы в дальнюю сторону, через несколько дней вернулся бы к жене под искусной маской, под которой тебя невозможно было бы узнать. Положи, что маска эта красивее тебя и так искусно сделана, что ты в ней другой человек и ни одна женщина не могла бы в ней тобой не заинтересоваться. Под этим обличьем ты стал бы прельщать свою жену... Скажи мне, был бы ты обижен, если бы жена твоя в ответ на твои обольщения ответила тебе личным оскорблением, соблюдая свою супружескую верность? Не стал ли бы ты ее еще больше любить и уважать? Ну, вот видишь — так и ты поступи: от всей души возблагодари Господа за выздоровление, а сну не доверяй, памятуя свое недостоинство и греховность.
Так вразумил меня старец, прозревая во мне зарождающуюся склонность к самообольщению...
Из книги «Записки игумена Феодосия»