Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Вся­кое доб­рое де­ло и ве­ра на­ша не­об­хо­ди­мо долж­ны быть ис­пы­та­ны. Ис­пы­та­ние со­вер­ша­ет­ся скор­бя­ми.

прписп. Никон

По­тер­пим нем­но­го, и по­лу­чим веч­ное бла­же­н­ство. Пре­да­дим заб­ве­нию все уте­хи и ра­дос­ти зем­ные – они не для нас. Ска­за­но: где сок­ро­ви­ще на­ше, тут бу­дет и серд­це на­ше (ср.: Лк. 12, 34), а сок­ро­ви­ще на­ше на не­бе­си, по­э­то­му бу­дем стре­мить­ся всем серд­цем к Не­бес­но­му Оте­че­ст­ву. Там все скорб­ное на­ше прев­ра­тит­ся в ра­дость, по­но­ше­ние и уни­чи­же­ние – в сла­ву, пе­ча­ли, сле­зы и воз­ды­ха­ния – в уте­ше­ние, бо­лез­ни и тру­ды – в веч­ный без­бо­лез­нен­ный по­кой.

прп. Иларион

В на­ших скор­бях че­ло­ве­ки лишь ору­дия, а влас­ти над на­ми не име­ют. Итак, по­тер­пим все!

прписп. Никон

Испытание на верность, или чем грозит доверие снам

Однажды во время описываемого мной пребывания в Оптиной был со мной такой случай. Заболело у меня горло, сделалась сильная опухоль, и я сильно заболел.

Смерти я не боялся, но мне хотелось еще потрудиться в обители, и так как болезнь грозила принять вовсе серьез­ный оборот, то я сильно упал духом. В скорби духа я заснул и вижу во сне, что я лежу больной, и вот — подходит ко мне Спаситель, как Его пишут на иконах явления Марии Магдалине по Воскресении — нагой, через плечо покры­тый покровом, и говорит мне:

— Феодор, ты нездоров?
— Нездоров, Господи!

Спаситель приблизился ко мне и рукой Своей вскрыл мне грудь, так что я видел свое сердце и всю мою внутрен­ность.

— Да — нездоров, — сказал Он и, сказавши это, стал ко мне боком, и из ребра Его брызнули на меня фонтаном Кровь и вода, и, как дождем благодатным, оросили они мне все внутренности. Затем Он закрыл мне грудь, снова оро­сил ее Своей Кровью и, сказавши: «Теперь ты будешь здо­ров», стал невидим, а я проснулся. Опухоли в горле как не бывало, и я встал с постели со­вершенно здоровым.


Немедленно пошел я в скит к старцу отцу Макарию, чтобы рассказать ему о дивном видении. Старец выслушал меня со вниманием и обычной ему любовью и, несколько помолчавши, сказал:

— Что ты сделался здоров, за это благодари Господа, но сну этому не верь.
— Как же так, батюшка, не верить-то? Вы сами свидете­ли, что я был сильно болен, а вот мгновенно здоров, — воз­разил я не без горечи и удивления старцу.
— Слушай меня! — сказал мне отец Макарий. — Если бы и точно, за молитвы святых отец, сон твой был благо­датный, то и тогда гораздо для тебя полезнее не верить сну. Веря сну, ты не избегнешь самомнения, а испытай себя, спроси свою совесть: ну достоин ли ты, чтобы явился к тебе Спаситель? Положим, что милости Его бездна многа и судьбы Его кто исповесть, но, во всяком случае, недове­рие сие не будет служить тебе препятствием ко спасению. Положи себе, что ты женат и имеешь жену, которую ты хотел испытать в верности, для чего ты, отъехав как бы в дальнюю сторону, через несколько дней вернулся бы к жене под искусной маской, под которой тебя невозмож­но было бы узнать. Положи, что маска эта красивее тебя и так искусно сделана, что ты в ней другой человек и ни одна женщина не могла бы в ней тобой не заинтересовать­ся. Под этим обличьем ты стал бы прельщать свою жену... Скажи мне, был бы ты обижен, если бы жена твоя в ответ на твои обольщения ответила тебе личным оскорблением, соблюдая свою супружескую верность? Не стал ли бы ты ее еще больше любить и уважать? Ну, вот видишь — так и ты поступи: от всей души возблагодари Господа за выздо­ровление, а сну не доверяй, памятуя свое недостоинство и греховность.

Так вразумил меня старец, прозревая во мне зарождаю­щуюся склонность к самообольщению...

Из книги «Записки игумена Феодосия»