Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ми­ло­сер­дый Гос­подь ис­пол­ня­ет и об­ра­ща­ет все в Свою во­лю и на поль­зу на­шу, хо­тя по ви­ди­мо­му и про­тив­ны­ми нам сред­ства­ми и пос­ле­д­стви­я­ми. Мы при по­мо­щи Пре­ми­ло­сер­до­го Гос­по­да Бо­га по­тер­пим, да и пос­мот­рим...

преп. Лев

Гос­подь Су­дия не­ли­це­мер­ный. В свое вре­мя рас­су­дит все пра­во­суд­но и воз­даст ко­муж­до по де­лам его. А на­ше глав­ное де­ло, по­ка на­хо­дим­ся в этой жиз­ни, тер­петь все, сми­рять­ся и про­сить от Гос­по­да по­мо­щи и по­ми­ло­ва­ния, и бу­дет хо­ро­шо.

преп. Амвросий

Всеб­ла­гий Про­мысл Бо­жий всег­да уст­ро­я­ет о нас то, что для нас по­лез­нее. Мы же по не­ве­де­нию час­то стре­мим­ся к про­тив­но­му. Убий­ца ис­ко­ни гро­зил убий­ством, но ска­за­но, что не у при­иде час сей. Един Гос­подь ве­да­ет, как по­пус­тит­ся ему уст­ро­ить это зло­дей­ство, или сов­сем не по­пус­тит­ся. Му­че­ни­ки, пре­да­ва­ясь во­ле Бо­жи­ей, од­ни уми­ра­ли му­че­ни­чес­кою кон­чи­ной, а дру­гие по во­ле Бо­жи­ей прос­то уми­ра­ли в тем­ни­це. Пре­да­дим­ся и мы во­ле Бо­жи­ей и всеб­ла­го­му Про­мыс­лу Гос­по­да, да уст­ро­ит о нас бла­гое и спа­си­тель­ное, яко­же весть и яко­же бу­дет Ему бла­го­у­год­но.

преп. Амвросий

Готовимся к Радонице

Во вторник Фоминой седмицы Святая Церковь совершает службу с поминовением усопших — этот день известен под названием Радоница.

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не совершается в свое время по случаю великопостной службы и переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таким и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни, еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Ведь, поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова». Отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. 

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом в сочетании с особенно недопустимыми языческими обычаями. Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Поэтому следует помнить, что вести себя на кладбище христианину подобает соответствующим образом.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, поскольку сама она уже не может творить добрых дел и повлиять на свою загробную участь.

Исходя из этого, лучшим обычаем праздника Радоницы для каждого христианина, было бы: прежде посещения кладбища, прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре за проскомидией. При совершении этой службы, за души усопших священником вынимаются из особой просфоры частички, а затем в знак омовения их грехов, опускаются в Чашу со Святыми Дарами. Если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой, его прошения об усопших будут более близки ко Господу.

Обычно после вечернего богослужения, или на следующий день после Литургии, во всех храмах Православной Церкви совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В нашей святой обители панихида будет совершена завтра, сразу после поздней Литургии.      

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих

Источники: patriarchia.ru pravoslavie.ru