Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­ла­ние мо­на­шес­кое долж­но быть тай­ным. По­то­му и мо­лит­ва Ии­су­со­ва у свя­тых от­цев на­зы­ва­ет­ся „сок­ро­вен­ным де­ла­ни­ем". Да­же от са­мо­го се­бя на­до хра­нить в тай­не, не тру­бить, как ска­за­но в Еван­ге­лии, не толь­ко пе­ред дру­ги­ми, но и пе­ред са­мим со­бою.

преп. Никон

При­об­ре­те­ние внут­рен­ней мо­лит­вы не­об­хо­ди­мо. Без нее нель­зя вой­ти в Царство Не­бес­ное. Внеш­няя ум­ная мо­лит­ва не­дос­та­точ­на, ибо она бы­ва­ет и у че­ло­ве­ка, в ко­то­ром при­су­т­ству­ют страс­ти. Вот не­ко­то­рые и го­во­рят: „Ка­кой же смысл тво­рить мо­лит­ву? Ка­кая поль­за?" Ве­ли­кая! Ибо Гос­подь, да­яй мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся (1 Цар. 2, 9), даст че­ло­ве­ку мо­лит­ву или пе­ред са­мой смертью, или да­же пос­ле смер­ти... Толь­ко не на­до ее ос­тав­лять.

преп. Варсонофий

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

Из жития святителя Московского митрополита Петра

Святитель Петр, митрополит московский Управление Церковью святителем Петром происходило в тяжёлые времена татаро-монгольского ига. Кроткий и мягкий к другим, когда дело касалось лично его, святитель Петр был строг в церковном управлении. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство хранению благочестия; враждовавших князей призывал к миролюбию и единству. Святитель Петр совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. Титуловавшийся митрополитом Киевским и всея Руси, святитель Петр переехал во Владимир и перенёс туда Первосвятительскую кафедру. А впоследствии, провидя будущее значение новой столицы — Москвы — перенёс Всероссийскую митрополичью кафедру в Москву. 

Сегодня мы также празднуем память святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского. Родился святитель в Орловской губернии в скромной благочестивой семье в конце XVIII века. В бытность свою Калужским епископом, в 1821 году, святитель Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни и пригласил туда из рославльских лесов братьев-подвижников — преподобных Моисея и Антония (Путиловых). Святитель лично утвердил план строительства скита, представленный ему отцом Моисеем и игуменом Даниилом, после чего и началось возведение первой келии и постройка домовой церкви для архиерейского приезда во имя Собора святого Иоанна Предтечи Господня. В дальнейшем перед началом Великого поста в понедельник сырной седмицы Преосвященный каждый год уезжал из Калуги в Оптину, в устроенный им же самим скит, и возвращался оттуда в субботу вечером. Во время посещений владыкой скита настоятель скита о. Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах. 

Святитель Филарет Киевский Император Николай I говорил, что он спокоен за Россию, имея рядом с собой Филарета Мудрого и Филарета Благочестивого. Под «Мудрым» Филаретом он разумел Московского святителя, а под «Благочестивым» — святителя Киевского. Благочестивым его называли не случайно: сердце святителя Филарета было по-матерински нежным и широким. Оно вмещало в себя очень многих людей, о которых молился и переживал владыка. Сердиться он совершенно не умел, чужую боль переносил, как свою собственную, а чужие недостатки покрывал снисходительной, ласковой любовью. Старца любили, как самого близкого и родного человека.

Выражая постоянное заочное внимание к скиту Оптиной пустыни и вдали при воспоминаниях называя его не иначе, как «мой скит», святитель Филарет в течение последующей своей жизни лично посетил его двукратно. В один из приездов, он очень доброжелательно отнёсся к старцу Льву, и это положило конец неудовольствию к преподобному некоторых из братий монастыря и Калужского Преосвященного, не понимавших сути старчества. Вмешательство двух Филаретов митрополитов: Московского и Киевского положило конец притеснениям старчества в Оптиной пустыни.

Скончался святитель Филарет 21 декабря 1857 года. Обретение его честных мощей празднуется 10 октября — в один день с памятью преподобного Амвросия Оптинского.