Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да на­чи­на­ешь мо­лить­ся, при­во­дишь се­бе на па­мять гре­хи и оп­ла­ки­ва­ешь их.– Так и на­до мо­лить­ся. За тем иног­да чувству­ешь по­кой и ра­дость и ду­ма­ешь, что это от вра­га.– Но от вра­га ес­ли и бы­ва­ет ра­дость, то, по за­ме­ча­нию свя­тых от­цев, нест­рой­ная, не со­об­ща­ю­щая ду­ше мир и ти­ши­ну. И не удив­ляй­ся то­му, что Гос­подь по­да­ет в мо­лит­ве мир и ти­ши­ну, ибо не всег­да бы­ва­ет это по дос­то­и­н­ству, а по не­ве­до­мым судь­бам Бо­жи­им. И по­то­му, ког­да бу­дешь ощу­щать та­кую ра­дость и по­кой, счи­тай се­бя вся­чес­ки не­дос­той­ною се­го да­ра Бо­жия и вся­чес­ки уко­ряй се­бя пред Гос­по­дом, что по не­ра­де­нию сво­е­му не мо­жешь удер­жать в се­бе этот дар и вско­ре те­ря­ешь его.

преп. Иосиф

Не жди­те от мо­лит­вы од­них вос­тор­гов, не уны­вай­те, ког­да не ощу­ти­те ра­дос­ти. Ведь и так бы­ва­ет, что сто­ишь, сто­ишь в церк­ви, а буд­то внут­ри не серд­це, а так, де­ре­вяш­ка, да де­ре­вяш­ка-то не­ост­ру­ган­ная... Ну что ж, и за это, т.е. за де­ре­вяш­ку, спа­си Гос­по­ди. Зна­чит, на­до так бы­ло. Ведь иная ду­ша, пе­ре­жив вы­со­кие вос­тор­ги, и во­зом­нить о се­бе мо­жет, а та­кое сос­то­я­ние „ока­ме­нен­но­го не­чу­в­ствия" сми­ря­ет ее.

преп. Варсонофий

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

Из жития святителя Тихона Задонского

В сегодняшний день мы совершаем память великого угодника Божия святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского. Святитель Тихон родился в 1724 году в Новгородской епархии. С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним чёрным хлебом, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки.

Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище, а затем принят в семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, потом риторики и философии. В 34-летнем возрасте он был пострижен в монашество, и назначен на должность префекта семинарии. На следующий год его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Жёлтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 37-летнего архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, из восьми жребиев трижды вынималось его имя. И архимандрит Тихон был хиротониса́н во епископа Кегсгольмского и Ладожского, а через два года переведён на Воронежскую кафедру. В течение четырёх с половиной лет, управляя епархией, он постоянно назидал её своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. Красноречивыми проповедями он вернул в Православие не одну тысячу старообрядцев. Святитель был чрезвычайно деятелен, ни одной свободной минуты у него не проходило напрасно.

Из-за слабого здоровья святой вынужден был оставить управление епархией и удалиться на покой в Богородицкий монастырь города Задонска. Жил он в самой простой обстановке, спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Видя его простоту, братья монастыря нередко осыпала его насмешками, но святитель молчал, делая вид, что не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною — я и достоин того за грехи мои». Часто он говорил в подобных случаях: «Прощение лучше мщения». Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Плодом всей духовной жизни святителя Тихона были творения, которые он завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Об истинном христианстве». С глубокой мудростью он развил идеал монашества в сочинениях — «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» — и в жизни своей воплотил этот идеал.

«Как под небом бывает то мрак, то буря, то хорошая погода,— писал святой,— так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение — как буря; то утешение и радость — как ясная приятная погода. И как после непогоды бывает приятное солнце — так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение».

Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. Скончался святой епископ, как и было ему возвещено, в воскресный день, 13 августа 1783 года.

Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!