Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Да даст Гос­подь ра­зум и си­лы друг дру­га тя­го­ты но­сить и тем соб­лю­дать за­кон Хрис­тов, лю­бовь и мир. Ошиб­ки, прос­туп­ки и гре­хи брать­ев да бу­дут мои.

преп. Моисей

Не­мо­щи ду­шев­ные бра­та сво­е­го долж­но но­сить бла­го­душ­но без огор­че­ния. Ибо ес­ли кто бо­лен те­лом, то не толь­ко на не­го не огор­ча­ем­ся, но еще и слу­жим то­му вся­ким об­ра­зом, то та­ким об­ра­зом на­до и в ду­шев­ных не­ду­гах пос­ту­пать.

 

преп. Моисей

Из жития преподобного Исаакия Оптинского

Преподобный Исаакий родился в Курске в 1810 году в купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, был остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. И вот, на 37-м году жизни, приняв твёрдое решение, он покинул отчий дом и поступил послушником в скит Оптиной Пустыни, где предал свою волю в послушание преподобному старцу Макарию. Неукоснительно выполнял преподобный положенное всякому послушнику келейное правило, и впоследствии, после пострижения в мантию, всё более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чём: был строг в понуждении к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. По принятии священного сана преподобный Исаакий остался таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но ещё строже и требовательнее к себе, во всём полагаясь на духовные наставления старца. В 1862 году, после кончины настоятеля Оптиной Пустыни Моисея, преподобный Исаакий стал его преемником. Он был истинным последователем той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной от других монастырей России,— строгого послушания всей братии своим старцам-духовникам. Преподобный настоятель не совершал без благословения старца никаких монастырских дел. Мир и согласие, царившие в обители, свидетельствовали о благотворном влиянии, которое имело старчество среди братии, насаждая в них добродетели любви и послушания. Так, благоговейно стоял преподобный со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному Амвросию (который сменил на этом послушании преподобного Макария), и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

В последние годы жизни преподобного многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. Здоровье его стало заметно слабеть и он келейно принял пострижение в схиму. Перед кончиной он дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите «Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Почил о Господе преподобный Исаакий 22 августа 1894 года.

Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас!