Аудио-трансляция

Оши­ба­ют­ся ожи­да­ю­щие и ищу­щие удобств и спо­кой­ствия жиз­ни, для спа­се­ния не­об­хо­ди­мы скор­би, ли­ше­ния, труд­нос­ти. Ес­ли жизнь так пе­ре­мен­чи­ва, ско­роп­ре­хо­дя­ща, за­чем к ней при­леп­лять­ся?

преп. Никон

«Мы решились искать спасения…» Об основании преподобным Амвросием Гусевской женской общины

Помимо Шамординской, по благословению преподобного Амвросия Оптинского было основано несколько женских обителей — община в городе Кромах Орловской губернии, Гусевская община в Саратовской губернии, Козельщанская община в Полтавской губернии, Пятницкая — в Воронежской.

Гусевская женская община была основана священником Иоанном Левитским и монахом Святой Афонской Горы Никодимом, который был отправлен в Россию с иконой Ахтырской Божией Матери для сбора пожертвований и учреждения общины в Ее честь.

За помощью в создании монашеской общины обратились к известному старцу Амвросию, который с самого ее основания взял на себя не только духовное попечение о новой обители, но и благословил свою ученицу Елизавету Николаевну Годейн (1835–1904) взять на себя заботу о материальном благополучии монастыря. Старец называл ее «новой Лией», — такой же смиренной и покорной пред Богом.

Инокиня Елизавета (Годейн)

Елизавета Николаевна происходила из знаменитого дворянского рода. Ее мать — урожденная княжна Багратион, приходилась двоюродной племянницей герою Отечественной войны 1812 года князю П.И. Багратиону, смертельно раненному в Бородинском сражении. Елизавета Николаевна, решив оставить мир, получила благословение старца Амвросия послужить далекой обители, в дар которой она принесла свое большое состояние и свои многочисленные таланты. Осенью 1878 года она приехала в Гусевку, построила для себя небольшой домик, а сама стала исполнять должность письмоводительницы, ткала ковры, вышивала, рисовала тушью и карандашами, написала несколько икон.

Сохранилось 55 писем старца Амвросия Е.Н. Годейн. В них — и утешение старца в многоразличных испытаниях, с которыми сталкивались устроительницы монастыря, и мудрое слово утешения и назидания: «Извиняешься, что пишешь не всегда отрадные вести. Пиши, что есть, — отрадное или не отрадное. Впрочем, знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим: не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры, и бури, и, сверх того, неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии, большей частью, он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению» (Письмо от 18 августа 1880 г.)

Е.Н. Годейн нередко борют сомнения, спасительно ли для нее то место, где она подвизается: «Еще пишешь, что ты вполне не получаешь удовлетворения в том месте, где живешь. На это много причин, а не одна. Святой апостол Павел пишет (2 Кор. 5, 7): “верою бо ходим, а не видением”. А ты хочешь спасение свое так видеть ясно и удовлетворительно, как на ладони; тогда как, по свидетельству опытных и духовных мужей, спасение христианина во всю жизнь его находится между страхом и надеждой. Ты же все вдруг хочешь знать и видеть ясно <…> Словом, ты хочешь быть скорохватом. И, подобно апостолу Фоме, хочешь все испытывать осязательно. Хотя Господь и оказал снисхождение святому апостолу Фоме, но с упреком, глаголя ему: “блажени не видевшии и веровавшие”» (Ин. 20, 29). (Письмо без даты).

15 декабря 1882 года по благословению старца Елизавета Николаевна была облечена в иноческую одежду.

Прп. Амвросий Оптинский

Старец Амвросий учил свою ученицу вниманию к внутреннему миру, борьбе со страстями и созиданию христианских добродетелей: «умудряйся направляться к внутреннему христианству, и старайся отражать все противные помышления молитвенным призыванием имени и помощи Божией. Я много раз тебе писал: как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, это явный признак, что они с противной стороны и, по Евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают; только при этом всегда должно стараться дела и поступки других предоставлять суду Божию и собственной воле человека, памятуя апостольское слово (Рим. 14, 12): “кийждо сам о себе слово воздаст Богу”. Есть и духовная ревность не по разуму; такой ревности всячески следует избегать, потому что такую ревность святой Исаак Сирин относит к великому недугу душевному» (Письмо от 13 декабря 1884 г.)

Инокиня Елизавета отошла ко Господу 3 декабря 1904 года, прожив в обители четверть века. В 1912 году вышла книга о ее жизни, написанная священником обители М.Н. Соловьевым [Соловьев М.Н., свящ.Елизавета Николаевна Годейн. Инокиня Гусевского Ахтырского женского монастыря Камышинского уезда Саратовской губернии. Камышин, 1912.]

Насельниц новой общины старец Амвросий ласково называл «милыми гусенятами».

С 1874 года обитель возглавляла Мария Трунова (в постриге – Нина), начавшая свою монашескую жизнь в 60-е годы в Казанском Ключегорском монастыре Самарской епархии.

По своему внутреннему устроению матушка Нина стремилась к уединенной молитвенной жизни, ее тяготила многозаботная начальническая должность. Старец не раз настойчиво писал о необходимости потрудиться ради новой общины: «Знаю, что ты давно желаешь и решишься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с о. Иоанном в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. <…> Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине, а там, после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении (Письмо от 22 ноября 1876 г.)

В 1880 году община была официально учреждена. Сама матушка Нина долгое время по смирению откладывала пострижение в мантию, приняв его только 2 февраля 1883 года. Поздравление старца начиналось с афористичной присказки: «Хорошо бы, новая матушка Нина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, и при этом душевная тишина хранима» (Письмо от 6 февраля 1883 г.)

Очень часто батюшка наставляет настоятельницу пословицами. Сохранилось даже целое письмо, в котором в ответ на просьбу матушки написать «что-либо человеческое», т. к. тексты Св. Писания хорошо известны, старец Амвросий пишет:

«Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех и беда с кем не бывает.

Если бы не хмель, не мороз, то он и дуб перерос.

В пресном молоке, как в дураке, толку мало.

За битого двух небитых дают, да еще не берут.

Чего недосмотришь, карманом доплатишь.

Что стерпится, то после слюбится.

Адамовы лета с начала света.

Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть; так бывает со всеми делающими ошибки.

Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

Нередко от неосторожных слов бывает более беды, нежели от самых дел.

Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно-обдуманные». (Письмо от 25 января 1882 г.)

Гусевский Ахтырский женский монастырь в наши дни

Много советов в письмах о том, как следует настоятельнице строить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, как относиться к сестрам, как вести хозяйственные дела: «Всякое дело хорошо в свое время и в своем месте. Так и начальнице обители следует поступать; более нужно надеяться на молитвенное ограждение, но совсем не оставлять и присмотра за сестрами и благовременного наставления и вразумления, чтобы не закрался как-нибудь хищный волк и не похитил хотя единую из дремлющих овец» (Письмо от 19 апреля 1884 г.)

В сентябре 1891 года Гусевская монашеская община получила официальный статус монастыря, в то время в обители проживало более 70 сестер. Незадолго до своей блаженной кончины старец Амвросий получил эту радостную новость.

Гусевская обитель, основанная по молитвам преподобного Амвросия, была разрушена в советские годы, сейчас снова возрождается. Для сестер обители, как и для всех православных христиан, особо ценными являются советы старца, которые содержатся в письмах, обращенных к первой игумении монастыря Нине (Труновой) и инокине Елизавете (Годейн).

До революции эти письма были опубликованы в составе Сборника писем старца Амвросия. В 2018 году вышло отдельное издание, открывающееся статьей священника Евгения Агеева.

Заглавием для сборника писем послужила строчка из письма старца Амвросия — «Мы решились искать спасения…» Пусть эта книга станет путеводителем для всех, кто стремится идти по пути спасения и христианского совершенствования.