Аудио-трансляция

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

преп. Амвросий

К 30-летию со дня канонизации преподобного Амвросия Оптинского

Ровно 30 лет назад, в июне 1988 года, прошел Поместный собор Русской Православной Церкви, посвященный 1000-летию крещения Руси, на котором впервые после советского периода были прославлены 9 подвижников Православия, среди которых — преподобный Амвросий Оптинский.

Работа по подготовке канонизации святых началась задолго до проведения Поместного собора.

В 1981 г. была создана Юбилейная комиссия по подготовке проведения празднования 1000-летия Крещения Руси, а в 1983 г. в рамках этой комиссии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была создана историко-каноническая группа, в задачу которой вошли вопросы подготовки канонизации почитаемых в народе подвижников веры и благочестия.

В своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выделил следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) Православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

К прославлению на Юбилейном Поместном соборе 1988 г. были собраны материалы о девяти подвижниках веры и благочестия. По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих.

  • блгв. Димитрия Донского
  • прп. Андрея Рублёва
  • прп. Максима Грека
  • свт. Макария Московского
  • прп. Паисия Величковского
  • блж. Ксении Петербургской
  • свт. Игнатия (Брянчанинова)
  • прп. Амвросия Оптинского
  • свт. Феофана Затворника 
Прп. Амвосий Оптинский

В Деяниях собора говорилось, что преподобный Амвросий, «будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни – покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения».

На Поместном соборе Русской Православной Церкви впервые прозвучали тропарь, кондак и величание Амвросию Оптинскому.

Поистине, можно сказать, что решения Юбилейного собора ознаменовали собой новый этап развития Русской Православной Церкви, у которой появились новые небесные заступники и ходатаи.