Аудио-трансляция

Не мо­же­те ос­та­вить та­бак ку­рить... Не­воз­мож­ное от че­ло­век – воз­мож­но при по­мо­щи Бо­жи­ей, толь­ко сто­ит твер­до ре­шить­ся ос­та­вить, соз­на­вая от не­го вред для ду­ши и те­ла, так как та­бак рас­слаб­ля­ет ду­шу, ум­но­жа­ет и уси­ли­ва­ет страс­ти, омра­­ча­ет ра­зум и раз­ру­ша­ет те­лес­ное здо­ровье мед­лен­ной смер­тию.

преп. Амвросий

К 30-летию со дня канонизации преподобного Амвросия Оптинского

Ровно 30 лет назад, в июне 1988 года, прошел Поместный собор Русской Православной Церкви, посвященный 1000-летию крещения Руси, на котором впервые после советского периода были прославлены 9 подвижников Православия, среди которых — преподобный Амвросий Оптинский.

Работа по подготовке канонизации святых началась задолго до проведения Поместного собора.

В 1981 г. была создана Юбилейная комиссия по подготовке проведения празднования 1000-летия Крещения Руси, а в 1983 г. в рамках этой комиссии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была создана историко-каноническая группа, в задачу которой вошли вопросы подготовки канонизации почитаемых в народе подвижников веры и благочестия.

В своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выделил следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) Православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

К прославлению на Юбилейном Поместном соборе 1988 г. были собраны материалы о девяти подвижниках веры и благочестия. По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих.

  • блгв. Димитрия Донского
  • прп. Андрея Рублёва
  • прп. Максима Грека
  • свт. Макария Московского
  • прп. Паисия Величковского
  • блж. Ксении Петербургской
  • свт. Игнатия (Брянчанинова)
  • прп. Амвросия Оптинского
  • свт. Феофана Затворника 
Прп. Амвосий Оптинский

В Деяниях собора говорилось, что преподобный Амвросий, «будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни – покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения».

На Поместном соборе Русской Православной Церкви впервые прозвучали тропарь, кондак и величание Амвросию Оптинскому.

Поистине, можно сказать, что решения Юбилейного собора ознаменовали собой новый этап развития Русской Православной Церкви, у которой появились новые небесные заступники и ходатаи.