Аудио-трансляция

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

К 30-летию со дня канонизации преподобного Амвросия Оптинского

Ровно 30 лет назад, в июне 1988 года, прошел Поместный собор Русской Православной Церкви, посвященный 1000-летию крещения Руси, на котором впервые после советского периода были прославлены 9 подвижников Православия, среди которых — преподобный Амвросий Оптинский.

Работа по подготовке канонизации святых началась задолго до проведения Поместного собора.

В 1981 г. была создана Юбилейная комиссия по подготовке проведения празднования 1000-летия Крещения Руси, а в 1983 г. в рамках этой комиссии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была создана историко-каноническая группа, в задачу которой вошли вопросы подготовки канонизации почитаемых в народе подвижников веры и благочестия.

В своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выделил следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) Православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

К прославлению на Юбилейном Поместном соборе 1988 г. были собраны материалы о девяти подвижниках веры и благочестия. По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих.

  • блгв. Димитрия Донского
  • прп. Андрея Рублёва
  • прп. Максима Грека
  • свт. Макария Московского
  • прп. Паисия Величковского
  • блж. Ксении Петербургской
  • свт. Игнатия (Брянчанинова)
  • прп. Амвросия Оптинского
  • свт. Феофана Затворника 
Прп. Амвосий Оптинский

В Деяниях собора говорилось, что преподобный Амвросий, «будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни – покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения».

На Поместном соборе Русской Православной Церкви впервые прозвучали тропарь, кондак и величание Амвросию Оптинскому.

Поистине, можно сказать, что решения Юбилейного собора ознаменовали собой новый этап развития Русской Православной Церкви, у которой появились новые небесные заступники и ходатаи.