Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?" Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Театр

N. ваш единственною истинною школою нравственности признает театр. А зачем же сам он ходит в храм Божий причащаться Святых Христовых Тайн? Стало быть, театр — не единственная школа нравственности. Тут опять видно в нем противоречие самому себе: говорит одно, а делает другое. Да и нельзя отдавать театру осо­бенное преимущество в нравственном воспитании людей. Возьмите для примера две картины, одну духовного содер­жания, например, распятие Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего ужаснейшие страдания и самую поносную смерть для спасения погибшего рода человеческого, а дру­гую картину светскую, из народной жизни, например, как рассорились и разошлись муж с женой. Пусть N. ваш скажет по совести, какая картина будет иметь более бла­готворное влияние на нравственность человека. Если у него вкус в отношении к предметам нравственности еще не совсем испорчен, то, без сомнения, он должен отдать пре­имущество картине, изображающей распятие Господа наше­го за наши грехи. А что представляют зрителям в театрах, как не сцены из народной жизни. Прибавить к сему нужно, что сцены эти по временам бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? Светская музыка, не даю­щая возникнуть в душе человека ни одной духовной мыс­ли, ни одному духовному чувству. А эти рассеянные лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересме­ивающих друг друга, а при некоторых сценических представ­лениях приходящих в негодование, выражающееся в бур­ных криках, или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями, и прочее. Это ли школа нравственности? Наоборот, это школа безнравственности, способная замо­рить в душе человека последние остатки доброй нравствен­ности, если только она в нем есть. Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N. — спорливые, упорные, раздражительные, — что они учатся нравственности в театpax. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца. Спро­сим еще: все деющееся в театрах какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с низменными скотскими потребностями. О пре­имуществе же храмов Божиих пред театром я считаю и говорить излишним (преп. Амвросий).

Тело

Жить совершенно безмолвно, без всяких попечений, нисколько не заботясь ни о келейных, ни о других потреб­ностях, — дело выше нашей меры, когда видим, что преж­ние отцы — и совершенные — заботились о пище своей каждый по своей мере, хотя и мало заботились, и бесстрастно, но заботились. Кольми паче нам, немощным и страстным, должно в этом случае смириться и позаботиться о плоти своей по слову Апостола, питая оную и грея по потребно­сти, а не прихотливо (преп. Амвросий).


Заботиться о телесном и можно и должно, но не душою своею, как сказано в Евангелии (преп. Никон).

Терпение

Претерпевый до конца спасется! Терпящие, сказано, окрылатеют, вознесутся, яко орлы. Святая праведная Анна, говорит Евангелие, терпела, просидя в дому Божием до глубокой старости. Старайся и ты подражать ей (преп. Анатолий).


А нам ведь какая высокая награда, если потерпим. А терпеть не умеешь — учись самим терпением. Возмалодушествуешь — опять берись за это спасительное ору­жие. А со временем и натореешь, ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству, выучиваются не сразу, а много пройдет времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука (преп. Анатолий).


Вам же советую не изнемогать в несении сего креста, но мужественно стоять и терпеть приражения. Ибо всякое доброе дело с терпением и скорбью исправляется: после те же, кои ныне по нерассуждению ропщут, будут благода­рить. Апостолы во время проповеди, хотя и были соблаз­ном для иудеев, а для еллинов безумием, но не преставали проповедать Христа распята, и терпением своим всю все­ленную прошли и насадили веру Христову; а ежели бы они, смотря на соблазн и на ропот, оставили проповедь, какая бы была польза? Вам можно в малом образе взять сие для себя примером... (преп. Макарий).


От пыли, кроме пыли, ничего быть не может. А от терпения: мир, свет, благодать. Ведь это все пройдет, как туман раннего утра, лишь только солнышко взойдет. А наше солнышко скоро, скоро воссияет. «В терпении вашем стяжите души ваша!» (Лк. 21,19) (преп. Анатолий).


...Надобно учиться терпению не тогда, когда мы быва­ем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоря­емы (преп. Макарий).


Ты, матушка, просишь научить тебя терпению... Чуд­ная ты какая! Ее учит Бог! Ее учат люди — сестры! Ее учат обстояния всей жизни! И все они учат тебя терпению, делом, самою вещью, самим естеством способности терпеть — ты просишь у меня урока теоретического терпения... Терпи все находящее — и спасешься! (преп. Ана­толий).


...Мы с детскою покорностью все должны переносить, и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога, т. е. пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: слава Тебе, Господи! Умножились ли скорби и болезни, опять: слава Тебе, Господи! Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: слава Тебе, Господи! Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях Святых. А посему, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: слава Тебе, Господи! (преп. Антоний).


А распятие, виденное вами во сне, знамением спа­сительным есть для вас, ибо крест есть посланное на вас огорчение, которое, если благодушно претерпите, то оно, как злато дражайшее, честно будет пред Богом, и увенчаны будете в день праведного воздаяния нетленным венцом, или короною, блестящею паче злата (преп. Антоний).


Богом так определено, чтобы каждый человек имел в жизни сей какой-либо крест, т. е. прискорбие душевное, который должен он благодушно несть, ибо от малодушия и нетерпения никакой пользы нет. И когда многи скорби и праведным людям в жизни сей случались, то мы, люди небезгрешные, кольми паче все должны терпеть (преп. Ан­тоний).


Что с нами ни бывает, без попущения Божия не бывает, как сказано праведным Иовом: «якоже Господеви изволися, тако и быстъ» (Иов. 1, 21). И посему, подобно ему, долж­ны благодушно переносить все случающееся в жизни неприятное, и удерживать себя от ропотливости, и не говорить: почему это так, а не так? Ибо, как говорит той Исаак Сирин, неси ты премудрее Бога... (преп. Анто­ний).


Ибо так устроено Господом Богом, пекущимся о душев­ном спасении нашем, чтобы каждый человек в жизни сей свой имел крест, который с детскою покорностью к Отцу нашему Небесному должно несть. Многие достойные лю­ди сколько невинно претерпевают различных искушений и бед! А мы, обремененные грехами, не думая ни о чем, по­сиживаем в теплой комнате и, покоясь на мягком пухови­ке, должны хотя болезнями расплачиваться за свои грехи, почему и будем из глубины души взывать ко Господу: «Отче наш, да будет со мною во всем Твоя Святая воля; точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего». И тако размышляя, милость Божию обрящем (преп. Антоний).


Мы с вами обещались пред Святым Евангелием все неприятности переносить и терпеть, а на самом деле и не говори нам никто о терпении, а от сего и бывает нестрое­ние всякого рода, т. е. беспрерывный ропот и разные жела­ния, то переход в другие места, или возвратиться в мир на прежнее житье-бытье, или даже и умереть, но все таковые желания не только бесполезные, но и богопротивные. Всего бы лучше — себя во всем переменить, тогда и благо бы было и вам, и мир Божий водворился бы в душе вашей, чего вам богомольчески и желаю я (преп. Антоний).


Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятно­сти утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчай­шее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати! (преп. Антоний).


Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спо­койном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстями и похотями. Мы же с вами весьма бессильны и многонемощны, и подумать страшно о распя­тии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претер­пим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное! (преп. Антоний).


Скорбите от Анны С. Что делать-то? Потерпеть долж­но, как и святой апостол Павел терпел, говоря: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: 'довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12, 7-9) (преп. Иосиф).


Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения (преп. Иосиф).


Тебе трудно жить? Да кому ж не трудно-то? В миру-то разве без скорбей живут? Потерпи, и придет в свое время Утешитель. Господь сказал: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). Где не сможешь и не дозволяет здоровье, там смирись и упроси кротко, и глав­ное - потерпи. А чего не стерпишь, укори себя и проси у Бога помощи (преп. Анатолий).


...Сему Превозлюбленному Иисусу мы только и можем принести, что потерпеть. Краснейший паче всех сынов че­ловеческих, Он день и ночь так и смотрит на нас. «Стою, - говорит Он, у дверей сердца и толку» (Ср.: Откр.3, 20). Как полководец стоит на возвышении и видит, кто и как где сражается, и достойных венчает, так и наш монахов Вождь, краса Ангелов, всегда возле нас (преп. Анатолий).


А нетерпение никому не полезно. Ведь ты не броше­на на снег, как какая-нибудь болгарка, а в угольнике ро­дительском сидишь и в кругу родных. И Бог с тобою всегда, так и глядит в твое сердце: что ты там думаешь? И лю­бишь ли Его? И согласна ли терпеть все Его Милостивого ради? (преп. Анатолий).


Христос рождается, славите! А славить повелевается, кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением, Христос приемлет и это так же, как ангель­ское хваление, которое они воздавали Рождшемуся, когда Он, Царь царей и Господь господей, лежал слабенький, только что рожденный в яслях, на стуже в поле... А что еще ожидало Его впереди? Скорби, голод, жажда, поноше­ния, язвы, биения, бичевания и, наконец, пригвождение ко кресту и смерть поносная. Все это видел Господь, как че­ловек-младенец, лежа в яслях, повиваемый пеленами. По­терпим и мы малое время ради умершего за нас Господа, да с Ним и спрославимся (преп. Анатолий).


Что не стяжала терпения, не унывай, а старайся стяжавать его понемножку. А что плоть томится — хорошо: «Елико внешний человек тлеет, толико внутренний об­новляется по всяк день...» (Ср.: 2Кор. 4, 16) (преп. Анатолий).


Видно, что стараешься и желаешь спастись, — только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь сек­рет в том, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь (преп. Анатолий).


...А самое надежное спасение тебе одно — терпи все, что Бог пошлет: доброе и злое (преп. Анатолий).


Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом — что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т. е. ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потер­пишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюб­ленною (преп. Анатолий).


Вот ты говоришь, как тяжело было расставаться! А ведь это все на время. Опять увидимся. А каково будет рас­ставаться там-то? Когда на веки и веки разлучит Господь друг от друга. А если потерпишь теперь, то всегда будем вместе с Господом, и с Ангелами, и со всеми святыми. И радости нашей никто не возьмет от нас. Так сказал Сам Господь (преп. Анатолий).


Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо (преп. Никон).


Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: семя (слово) хорошее и почва хорошая. Плод созревает при наличии терпения. Сколько было случаев, когда чело­век, не видя ожидаемого плода, впадал в уныние, и все его труды пропадали. Надо иметь решимость все терпеть. Только тогда можно надеяться на получение желаемого. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) (преп. Никон).


Терпение есть непрерывающееся благодушие (преп. Никон).


В терпении надо стяжавать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами — необходим крест (преп. Никон).


Искренность и твердость произволения испытывается именно терпением и временем (преп. Никон).


Веруй, что если трудно приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному, ради спасения (преп. Никон).


..Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный — терпение (преп. Анатолий).


Нужно понудить себя, чтобы привести себя в порядок, нужно потрудиться в подвиге ради Господа, потерпеть вся­кую тяготу и неудобства в борьбе с собою, со своими страстями, ибо сказано: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страс­тей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему» (Пс.39, 2—4). Нужно терпеть и ждать милости Божией (преп. Никон).


Истинные мудрые о Господе сами себя порицают за нетерпение. Терпение бывает и гордое, неправильное. Оно не дает познать истину (преп. Никон).


Надо терпеть <случающиеся скорби>. Как же святые-то терпели? Что же после этого мы за монахи, если и малых оскорблений переносить не будем (преп. Исаакий).


Вы, сестра и дочь, пишете и сознаетесь в рассуждении своих положений, обременяющих вашу душу до изнемо­жений... и вынуждены терпеть не токмо от единоутробной, но и от прислужниц. Но хотя сии приключения по види­мости и выше ваших сил, но только вспомним и то, что наша с тобою обязанность, во обещании чинимая, повеле­вает, призывая Господа Всемогущего, претерпевать и сим смирение, яко <некое> имение, приобретать и сохранять. И о сем явственно пишет преподобный Илия Екдик в 62-й главе: «Дом убо души есть терпение: обдержится бо в нем. Имение же смирение, питается бо тем». И потому, что бы от кого ни попущалось прекословии или неправильных словооправданий, терпеливостью да пропущаем и примером своего благодушия да поучаем, как о сем ясно пишет преподобный Исаак Сирин в 56-м Слове так: «Обличи силою добродетелей твоих устен сопротивно учащих тебе, а не известословием словес твоих, и кротостью и тихостью твоих устен заусти и умолкнути сотвори непокоривых безстудие, обличи блудные благородием жития твоего, и чувства безстудных удержанием очию твоею» (преп. Лев).


...Как вы откровенно объясняетесь, что даже ни малей­шего слова претерпевать не можете, и что даже всякая малость вас трогает до самого сердца, то, дочь моя, сие меня опечалеет до избытка, поелику нам Сам Спаситель во Святом Евангелии Своими пречистыми усты изрек так: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), и «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22), и святой Илия Екдик, глава 62: «Дом убо души есть тер­пение, обдержится бо в нем. Имение же смирение, питается бо тем», — то и от сих действий явственно, что в нас мало с тобою обретается смирения, а потому еще нам и пренужно самим разыскивать, кому повиноватися и объясняти свои деяния и помышления. А посему и сами ведомее буде­те и, по возможности сил, и к вам приходящим благоуспешнее будете преподавать благие советы; да не будет врагу места мысленному влагать мысли тщеславия, что вы своими дарованиями утешаете приходящих, но должны воображать, что за молитвы отца или наставницы своей, и пребудешь неподвижима от высокомудрия, но, по апостолу Павлу, сми­ренными мыслями утверждатися (преп. Лев).


...Продолжай свое безропотное находящих неприятно­стей терпение со благодарением, и когда, с помощью Божиею, будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей молитесь по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощу­тишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, и мир помыслов, и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим... (преп. Лев).


Принимай скорби с благодарением и себе укорением, и Господь поможет тебе и простит тебе вся согрешения твоя... (преп. Лев).


...Мы хотя с тобою и из немощнейших, но должны мало-помалу приобучать себя с помощью Божиею во всех приключениях к терпению. — Поелику Самим Господом во Святом Евангелии заповедано, — «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасется» (Ср.: Мф.10, 22) (преп. Лев).


Не удивляюсь затруднениям и различным встречам, они совершенно неотдельны во всей жизни нашей; в них обуча­емся и в терпении стяжаваем душу. И кто терпение мое, не Господь ли? К нему возводим очи наши во всех затрудне­ниях (преп. Моисей).


Скорбные встречи всегда трудны к сношению их, но надобно понуждаться нести, по учению Апостольскому: «терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр.12, 1), призывая в помощь Господа и моля Его за оскорбля­ющих, да ниспослет мир душам нашим (преп. Моисей).


В скорбных случаях терпения имамы потребу и мо­литвы. «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: и истины умалишася от сынов человеческих» (Пс. 11, 2), из числа коих означился и раб Божий Н... Господь долготерпит, и нам предлежит на все смотреть с великодушием (преп. Моисей).


Все мы на оселке, показывающем нашу веру и все сокровища сердца. Все встречи, касающиеся оного, дают ведение о нас другим и нам самим о себе. Без случаев находящих мы точно не знали бы самих себя и без скорб­ных обстоятельств не могли бы обрести спасения души, ука­занного в терпении. Терпи, любезный, все со благодушием в чувстве любви Бога и ближнего, и все послужит к твоей пользе (преп. Моисей).


Ты просишь меня, чтоб я испросил у Бога терпения, да какая ж ты неразумная, Серафимочка! Просишь себе гор­сточку терпения, а у самой целая пазуха этой драгоценной добродетели! Ведь терпению учиться — не значит вычиты­вать да расспрашивать, а просто-напросто: болеть. Приболишься, и будешь терпелива. И будешь настоящая монахи­ня! Потому-то Господь и сказал: «Претерпевый до конца, спасется!» (Ср.: Мф.10, 22) (преп. Анатолий).


Сердечно сожалею я о душевных огорчениях ваших и о неприятностях по должности вашей и прошу Господа Бога о помощи Божией и подкреплении в несении сего нелег­кого креста, который, может быть, задумываете вы сложить с себя и засесть на безмолвие в свою келью? Но скажу вам, многоболезненная мати моя, что вы свободою от должно­сти не будете свободны от искушений и прискорбии, а только умножите оные, ибо будут уязвлять ваше сердце еще больнее, доколе не изженут, и рекут на вас всяк глагол зол лжуще! А посему Бога ради до времени потерпите, ибо терпение убогих не погибнет, т. е. не останется без награ­ды. К сему скажу вам словами святого Давида: «чадо, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой» (Ср.: Пс.33, 13—14), т. е. ничего не говори дерз­новенно м. Игуменье и не делай никаких предосудитель­ных замечаний противно Н. Н., и благо будет вам. Мне покойный старец мой батюшка о. архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал: «А ты, брате, знай Бога да себя, так и будет с тебя» (преп. Антоний).


...Дотерпи! Потерпи, дондеже идет гнев Господень! Ведь не вечно же ты и я будем страдать! Сам Господь устами Давида сказал: «По множеству болезней утеше­ния Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93, 19) (преп. Ана­толий).


Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз (преп. Амвросий).


Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, ска­зано: если «кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую» (Мф.5, 39). — В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь до­саждать — это будет означать ударение в десную лани­ту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания (преп. Амвросий).


«Батюшка! научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей» (преп. Амв­росий).


Не вотще сказано в псалмах: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65, 12). Скорбь и болезнь жгут иногда, как огонь, а испарина и пот, после жару в болезни, и слезы от скорби омывают человека, как водою. Благодушно и благодарно терпящим все это обещается там покой. Да ведь какой? и сказать невозможно, только тре­буется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущать­ся. Смущение нигде в числе добродетелей не показано и никому не приносит пользы, а всегда только вред... (преп. Амвросий).


Главное средство ко спасению — претерпевание мно­горазличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях Апостольских: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). — Поле­читься не мешает, и различные скорби и неудобства пере­носить следует. Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпевание многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную. Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6, 2) (преп. Амвросий).


Ты спрашиваешь, почему по пострижении надобно по­нести скорби? И вообще ко всем Господь во Евангелии говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19).


Кольми паче слова Господни о терпении приличны дав­шим обеты особенные для удобного стяжания души своей. Терпению же нельзя научиться без скорбей, как говорит святой апостол Павел: «скорбь соделовает терпение, тер­пение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит» (Рим. 5, 3—5). И святой Исаак Сирин говорит: «Господь мог бы избавить нас от зла и иным образом: но чтобы научить нас любви, Он предал за нас Единородного Сына Своего на страдания и распятие». — Из этого можем видеть, что любовь и терпение (которые без смирения не бывают) для нас нужнее всего (преп. Амвросий).


Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я (преп. Амвросий).


Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить не хорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и пере­носит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т. е. в будущей жизни, получит отраду, великую и неска­занную. Мужайся и крепись и уповай на помощь и милость Божию (преп. Амвросий).


Но что внутри неладно, очень печально. Молись Богу, проси у Него терпения и не унывай. Делай все ради Бога, не ради чего-нибудь временного, и Господь никогда не оста­вит тебя и труды не забудет. Потерпеть же всем надо, скорби у всех, без них и в покой не войдешь (преп. Иосиф).


Много досаждала старцу одна особа, а он все терпел. Спросили его — как он ее терпит? Старец отвечал: «если здесь, где я стараюсь ее успокоить, ей все-таки так тяжело, каково же ей будет там, где все ей будут противоречить? Как же ее не терпеть?» (преп. Амвросий).


В неопределенном твоем настоящем положении пре­давайся Промыслу Божию и направляйся к тому, чтобы на всяком месте заботиться о пользе душевной. Сказано: «на всяком месте владычество Его» (Ср.: Пс.102, 22), т. е. Божие. Хотя иногда и самое место приносит пользу человеку, но не совершенную. Главное зависит от нашего благого произволения. Иногда и неудобное место бывает полезно, потому что человек там остерегается и блюдет себя, а на удобном месте расслабляется и предается бес­печности. Так Лот в Содоме сохранился от вреда, а под­вергся оному в Сигоре, в месте, которое он считал недо­ступным для зла. Не вотще повторяется слово опытных: «береженого Бог бережет». И ты береги себя прежде всего от смущения душевного. Как бы оно благовидным ни каза­лось, но почитай его искушением вредным, потому что в смущенном положении человек не способен ни к чему доб­рому и полезному. Видно, неудачи — твой крест. Обещают то и другое, но ни то, ни другое не исполняется. Потерпи, поминай заповедь Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21, 19). Не представляй изве­тов к самооправданию в малодушии и нетерпеливости, — что ты имеешь душеполезное намерение, но тебе не удает­ся. Из сказанных выше слов Господа видно, что нет ничего полезнее для нас, как терпение встречающихся скорбей, какого бы рода они ни были. Где ни придется нам жить, будем терпеть встречающиеся неудобства, ожидая воли и мановения Божия в исполнении нашего главного желания. Когда будет, тогда пусть и будет (преп. Амвросий).


А потерпеть все-таки надо. «Блажени терпящие, яко окрылатеют, вознесутся, яко орли», пророчит Исайя (Ср.: Ис.40, 31). А тебе разве не нравится распустить могучие крылья подобно орлу и носиться по поднебесью, в райских садах? Да ведь это не сказка, а вечная истина. А если веришь и желаешь этих милостей от Бога, потерпи. Это-то и есть могучие крылья: насколько вознесешься и прославишься во славе Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа (преп. Анатолий).


Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина (преп. Амвросий).


Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть - и покойнее, и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся потерпеть и получить милость Божию (преп. Амвросий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>