Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь ждет: ку­да скло­нит­ся на­ше серд­це – сох­ра­нит вер­ность Ему или пре­даст Его из-за вре­мен­ной слас­ти гре­ха. Ска­за­ли свя­тые от­цы: „От­се­ки по­мы­сл – от­се­чешь и все". Очень важ­но пом­нить, что вся­ким сог­ла­си­ем с гре­хом, а че­рез грех и с бе­са­ми, мы пре­да­ем Гос­по­да, пре­да­ем Его за мер­зо­ст­ную це­ну гре­ха. Ко­го и на что мы про­ме­ни­ва­ем?! Лич­ное не­сог­ла­сие на грех и борь­ба про­тив не­го мо­лит­вою и ис­по­ведью – не­об­хо­ди­мы.

преп. Никон

Гор­дым и са­мо­на­де­ян­ным по­мыс­лам о со­вер­ше­н­стве про­ти­во­пос­тав­ляй край­нее сми­ре­ние пред Бо­гом и людь­ми, выс­тав­ляя се­бе пря­мо на вид, что ты и уст­ной мо­лит­ве еще не на­у­чи­лась, и ке­лей­но­го пра­ви­ла не ис­пол­ня­ешь. От­ку­да же вдруг яви­лось со­вер­ше­н­ство?

преп. Амвросий

Во вре­мя мо­лит­вы долж­но ста­рать­ся от­вер­гать вся­кие по­мыс­лы и, не об­ра­щая на них вни­ма­ния, про­дол­жать мо­лит­ву, ес­ли же сту­же­ние по­мыс­лов очень уси­лит­ся, то опять долж­но про­сить про­тив них Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Амвросий

Награда за целомудрие — жизнь

Решение поступить в монастырь у Александра не явилось как бы внезапно: оно созревало постепенно и укреплялось различными житейскими опытами. Об одном из них так передавал старец: «Когда я жил еще в миру и был уже вдовцом, то по должности поверенного езжал по разным городам, селам и деревням.

Один раз, приехавши в некое село, я остановился на постоялом дворе; подкрепившись пищей и помолившись Богу, я лег спать; вдруг слышу, что хозяйка постоялого двора начала меня соблазнять. Мужа ее в это время не было дома. Но помощь Божия сохранила меня от этого искушения. Хозяйка повторила свое требование, и опять меня Господь сохранил от соблазна.

На утро мы с извозчиком отправились в дорогу; это было зимой, и стояли большие холода. Только что мы выехали из села, как пошел маленький снежок, потом все сильнее и наконец, он обратился в сильную вьюгу. Дорогу занесло, и мы сбились с пути и не знали, куда ехать.

Одежда на мне была плохая, один барашковый тулуп, да и тот потертый. Тогда-то, видя, что смерть моя неминуема, и что, если Господь не сохранит, то я должен замерзнуть, — каких тогда только не принес я Господу молитв и обещаний!

И Господь услышал меня и сохранил от напрасной и неминуемой смерти. После долгих и безуспешных стараний выбиться на дорогу, мы с кучером разошлись в разные стороны, надеясь отыскать ее.

Вдруг вижу вдали две тени; сначала я немного оробел, думая, что это звери какие, но подошед поближе, я увидал, что это были два воза сена. Весьма обрадовался я сему и подозвал кучера. Он побежал с лошадью к сену, и мы тут обогрелись и переночевали, а утром отправились в путь.

И думал я после, что потому только и избавил меня Господь от неминуемой гибели, что я в прошлую ночь, при Его всесильной помощи победил грех сладострастия».

Старец уподоблял сей случай примеру из жития Николая-монаха (см. Пролог, 24 декабря).

продолжение следует ...

Фрагмент жизнеописания иеросхимонаха Александра (Стрыгина)
из книги «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни»