Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Зем­ной удел че­ло­ве­чес­кий – скорбь, труд, бо­лез­ни, под­виг, пе­ча­ли, не­до­у­ме­ния, тес­но­та, ли­ше­ние то­го или дру­го­го, ос­ко­рб­ле­ния, сму­ще­ния, восс­та­ние страс­тей, борь­ба с ни­ми, одо­ле­ние, или из­не­мо­же­ние, или без­на­де­жие и по­доб­ное сим. Не вот­ще ска­зал про­рок Да­вид: несть ми­ра в кос­тех мо­их от ли­ца грех мо­их (Пс. 37, 4).

преп. Амвросий

Ес­ли бу­дешь толь­ко ожи­дать бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий для спа­се­ния, то ни­ког­да не нач­нешь бо­го­у­год­ной жиз­ни.

преп. Никон

Че­ло­век хо­чет од­но, а сам де­ла­ет сов­сем дру­гое, не то, что хо­чет. Ум его хо­чет од­но, а чувства тре­бу­ют дру­го­го. И ви­дит че­ло­век, и чувству­ет бо­лез­нен­но, что это все не то, по­ни­ма­ет он, что не­хо­ро­шо у не­го по­лу­ча­ет­ся, не так, как на­до, да­же при­хо­дит в уны­ние, ви­дя, что не пре­ус­пе­ва­ет он в борь­бе со страс­тя­ми, что не на­ла­жи­ва­ет­ся его ду­хов­ная жизнь. Но нет, не нуж­но уны­вать, на­до тер­петь.

преп. Никон

Напутствие старицы Досифеи ко дню памяти преподобного Моисея Оптинского

В1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II в Иоанновский женский монастырь, что находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, была прислана женщина, принявшая монашеский постриг с именем Досифеи. Это была Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Монахиня Досифея, старица
Ивановского монастыря (1746 ¬ 1810)

Долгие годы монахиня Досифея находилась в затворе, ее могли увидеть только игумения, духовник и келейница. Жила затворница в одноэтажном каменном корпусе, примыкавшем к восточной ограде монастыря. Коридор и старая крытая лестница от ее келий вели в надвратный храм, где иногда совершались богослужения, на которых присутствовала только она одна.

Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию.

Во время царствования императора Александра I режим ее содержания стал менее строгим, и верующие смогли увидеть те изобильные духовные плоды, которые она стяжала в годы полного затвора. Слава о ее духовной опытности быстро разнеслась по первопрестольной, старица пользовалась большим почитанием богомольного люда. Многие верующие стали приходить к окнам ее кельи, прося ее наставлений и молитв. Некоторых же она допускала в свою келью.

Прп. Моисей Оптинский

Как-то в ее келью вошли двое молодых людей. Это были братья Путиловы – Тимофей и Иона, ставшие впоследствии настоятелями двух великих обителей: Тимофей, в монашестве Моисей, – Оптиной Пустыни и Иона, в монашестве Исаия, – настоятелем Саровской пустыни. В то время братья жили в Москве и служили у купца Карпышева. Все свое свободное время они употребляли на богомолье и чтение книг. Почувствовав в своем сердце тягу к иноческой жизни, они спросили на то совета у мудрой старицы. Она посоветовала им обращаться к наместнику Новоспасского монастыря иеромонаху Александру (Подгорченкову) и иеромонаху Филарету (Пуляшкину), которые находились в духовном общении с преп. Паисием (Величковским).

По совету богомудрых наставников, братья утвердились в своем намерении посвятить свою жизнь служению Богу, и 13 мая 1805 года прибыли в Саровскую пустынь. Тимофей писал монахине Досифее: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище».

Игумен Исаия (Путилов)
настоятель Саровской пустыни

29 октября 1805 года старица написала братьям большое ответное письмо:

«В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии мир и Божие благословение.

Приятное письмо ваше <…> имела удовольствие получить и, читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог. Вы, направя стопы ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигше на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие весьма сходно с принятым вами намерением. И должно заметить, что на путь правый указует идущим не скитающийся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переход из града в другой, но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и, безмолвствуя языком в мире, отверст устами в обители внутренней, затворивший уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, еже даде ему Господь. Сего старца, напутствующего вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с вами, сей провожающий на служение Богу, – избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий вас старец, от коего все мимоидущие смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и в духе злобы.

<…> Видев же вас, не сетующих и без уныния, благодарящих Господа нашего, прошу вас смиренно писать мне впредь при случаях о продолжении жития вашего. Я же при молитве как духовно, так и телесно здрава. И прошу читать письмо вместе, дабы цепь дружества вашего была тверже. Впрочем, желая вам душевного и телесного здравия и Божия благословения, имею честь быть, грешная монахиня Досифея».

Раки с мощами прпп. Моисея и Антония (братьев Путиловых) Оптинских в Казанском храме Оптиной пустыни

Духовная связь со старицей сохранилась у братьев Путиловых до самой ее кончины, последовавшей в 1810 году. Всю жизнь они с благодарностью вспоминали ее наставления и считали, что по ее благословению и молитвам вступили на путь иноческой жизни.

В марте 1859 года, незадолго до своей кончины, преп. Моисей вспоминал: «…жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания…»

Стихира преподобному Моисею за праздничным вечерним богослужением