Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От­да­вая всю се­бя Бо­гу, не долж­но без­по­ко­ить­ся о тря­пи­цах и к оным при­вя­зы­вать свое серд­це.

преп. Антоний

Нель­зя ра­бо­тать Бо­гу и ма­мо­не (ср.: Мф. 6, 24), нель­зя слу­жить Бо­гу и гре­ху. Дол­жен че­ло­век, по Еван­ге­лию, воз­лю­бить Гос­по­да всею ду­шею, всею кре­пос­тию, всем серд­цем, всем по­мыш­ле­ни­ем сво­им (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), не от­да­вая гре­ху ни од­но­го чувства, ни еди­ной спо­соб­нос­ти сво­ей ду­шев­ной или те­лес­ной.

преп. Никон

Ес­ли на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся – все хо­ро­шо, да­же и неп­ри­ят­нос­ти, все ве­дет ко спа­се­нию ду­ши на­шей, и при этом ве­ли­кая пре­муд­рость и глу­би­на отк­ры­ва­ет­ся. Лю­бя­щим Бо­га все пос­пе­ше­ст­ву­ет во бла­го.

преп. Никон

О духовном отце

Святой апостол Павел говорит: «мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14). И паки: «возвестися бо ми о вас, братие, яко рвения в вас суть. Глаголю же се, «ко кийждо в вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов. Еда разделися Христос; Еда Павел распятся по вас; или во имя Павлове крестистеся» (1 Кор. 1, 11 - 13). Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание, как делящихся, так и не делящихся, и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви.

Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь.

Хотя О... о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Эдесский пишет: «всякого хулящего твоего отца духовного заусти», т. е. всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобою не попускай, повторяя: «толкуйте об этом где хотите, но предо мною неприлично вам это говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется».

Представлять лицо духовного отца в церкви и на молитве келейной не только не благовременно, но и противузаконно и вредно. Это просто благовидное искушение вражие, которого нужно избегать всячески. Первая и главная заповедь Евангельская: «возлюбиши Господа Бога всем сердцем и душею и помышлением» (Лк. 10, 27). Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхого человека.

Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль. Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз?

Пишешь: «простите мне, что я ничего вам радостного не пишу: все грехи да немощи; ни разу не утешу вас в исправлении каком-либо». Пиши о немощах своих, этим ты меня более всего утешишь. Какие-либо высокие исправления не твоей меры; покаяние же выше всего и нужнее всего для всякого человека, и утешительнее для других, нежели поведания о мнимых собственных добродетелях.

Из писем прп. Амвросия Оптинского