Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­об­хо­ди­мо сми­рять­ся. Без сми­ре­ния доб­ро­де­тель, и во­об­ще нич­то, не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы.

преп. Варсонофий

Две доб­ро­де­те­ли – лю­бовь и сми­ре­ние – так обус­лав­ли­ва­ют од­на дру­гую, рав­но как теп­ло­та и свет.

преп. Варсонофий

Соз­на­вай свою гре­хов­ность в гор­дос­ти и не­тер­пе­нии и сми­рись под креп­кую ру­ку Бо­жию, ни­ко­го не об­ви­няя, кро­ме се­бя, тог­да и уви­дишь по­мощь Бо­жию: как Бог те­бя ус­по­ко­ит и рас­по­ло­жит к те­бе серд­ца про­ти­вя­щих­ся те­бе.

преп. Макарий

О мудрости змеиной и голубиной кротости

Письмо твое, от 17 мая, в котором объясняешь, что ты никогда не была попрошайкой, а нужда заставила тебя просить! Прежде за тебя другие просили, а теперь нужда и саму тебя заставила просить.

Не без причины повторяется поговорка: «Нужда мудрена! Нужда научит как калачи есть».

Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно; а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно. Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет (Мф. 10: 16): будите... мудри яко змия, и цели яко голубие.

Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению.

Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.

Из писем преподобного Амвросия Оптинского