Аудио-трансляция

Ме­ра во всем хо­ро­ша. Есть воз­раст ду­хов­ный, как и на­руж­ный воз­раст. Как де­вя­ти­лет­ние не мо­гут брать­ся за то, что впо­ру двад­ца­ти­лет­ним, так бы­ва­ет и в ду­хов­ной жиз­ни: не­по­силь­ным и не­ра­зум­ным рве­ни­ем мож­но се­бе ду­хов­но жи­вот на­дор­вать. А ес­ли Гос­подь ко­го и сох­ра­нит от се­го, то, по край­ней ме­ре, всуе при­имет труд и скорбь. Ти­ше едешь – даль­ше бу­дешь, ска­за­но опыт­ны­ми. Вред­но не ра­деть о долж­ном, но не­бе­зо­пас­но ре­тить­ся вы­ше сво­ей ме­ры. Трех бо­лее все­го дер­жись: стра­ха Бо­жия, сми­ре­ния и всег­даш­не­го по­ка­я­ния.

преп. Амвросий

За­бо­тить­ся о доб­ром вос­пи­та­нии де­тей и о приз­ре­нии ста­рых и не­мощ­ных – все это де­ло ми­лос­ти, за­по­ве­дан­ной нам, хрис­ти­а­нам, Гос­по­дом,– за что Он и наг­ра­ду обе­ща­ет ис­пол­нив­шим Его за­по­ве­ди, го­во­ря: Бла­же­ни ми­лос­ти­вии: яко тии по­ми­ло­ва­ни бу­дут (Мф. 5, 7). По­то­му же­лаю вам не ску­чать си­ми де­ла­ми ми­лос­ти, а мо­лить Гос­по­да о вра­зум­ле­нии, где, как и что ска­зать или как пос­ту­пить, и о по­мо­щи при­вес­ти в ис­пол­не­ние доб­рое де­ло, и за­тем по си­ле и воз­мож­нос­ти действо­вать.

преп. Иосиф

Тог­да хо­ро­шо пок­ры­вать не­дос­тат­ки ближ­них, ког­да мож­но это де­лать и ког­да это не при­чи­ня­ет вре­да, а ес­ли уже не­дос­тат­ки эти са­ми со­бою нач­нут об­на­ру­жи­вать­ся, тог­да луч­ше дер­жать­ся прав­ды, по­ла­га­ясь на во­лю Бо­жию.

преп. Иосиф

Елей означает «милость» О Таинстве Соборования

Великим Постом в Оптиной Пустыни, как во многих монастырях и храмах, совершается Таинство елеосвящения, или соборования.

Таинство елеосвящения является одним из семи церковных таинств, наряду с таинствами крещения, миропомазания, покаяния (исповеди), причащения (евхаристии), брака и священства. Как писал протоиерей Георгий Флоровский, «только в таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью». Согласно учению Церкви, таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.

Соборование — это церковное таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15).

Преподобные оптинские старцы для исцеления болезней душевных и телесных советовали своим духовным чадам прибегать к этому спасительному церковному таинству, которое, по словам преп. Макария, «здравие подает».

Преподобный Антоний писал: «В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства этого многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо через особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились».

Кроме исцеления от болезней, таинство соборования дарует прощение забытых, однако не сокрытых сознательно, грехов, — по слову преп. Амвросия Оптинского: «таинством елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи». Преп. Антоний писал, «соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».

К таинству соборования преп. Иосиф советовал прибегать не менее одного раза в год: «собороваться однажды в год полагается. Разве лишь перед смертью, то можно и два раза».

По необходимости, при телесных и душевных недугах, к таинству следует приступать и чаще, не откладывая его. Как писал преп. Амвросий: «Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. И хорошо сделала. Елей означает “милость”. Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его (см.: Пс. 102, 17), и нет недостатка у боящихся Его (Пс. 33, 10); и паки: Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их (Пс. 33, 20).