Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы вой­ти в Царство, преж­де все­го на­до быть сми­рен­ны­ми. Как же по­лу­чить сми­ре­ние? Как на­­учить­ся это­му ве­ли­ко­му ис­ку­с­ству? На­до мо­лить Гос­по­да о нис­пос­ла­нии нам это­го да­ра. В од­ной из ве­чер­них мо­литв мы чи­та­ем: „Гос­по­ди, даждь ми сми­ре­ние, це­ло­муд­рие и пос­лу­ша­ние".

преп. Варсонофий

Сми­ре­ние мож­но стя­жать пос­ре­д­ством пос­лу­ша­ния. Че­ло­век, под­чи­ня­ю­щий свою во­лю ду­хов­но­му ру­ко­во­ди­те­лю сво­е­му, по­беж­да­ет гор­дость и при­об­ре­та­ет сми­ре­ние.

преп. Варсонофий

Без сми­ре­ния нель­зя быть уче­ни­ком Хрис­то­вым. Без сми­ре­ния серд­це че­ло­ве­ка не при­мет, не ус­во­ит се­бе Хрис­то­ва уче­ния. Сми­ре­ние серд­ца вну­ша­ет че­ло­ве­ку быть по­кор­ным во­ле Бо­жи­ей, при­ни­мать по­кор­но все, что Гос­по­ду угод­но бу­дет пос­лать че­ло­ве­ку на жиз­нен­ном пу­ти его, по­ко­рять свой ум, свое рас­суж­де­ние, свои хо­те­ния в пос­лу­ша­ние Хрис­то­во.

преп. Никон

Ко дню памяти преподобного Льва ОптинскогоИз Летописи скита Оптиной Пустыни

Прп. Лев Оптинский

В октябре 1852 года, в день памяти преподобного Оптинского старца Льва, послушник Лев Александрович Кавелин, впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры, известный богослов и историк Русской Церкви, записал в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни»: «После Литургии служили соборную панихиду по приснопамятном Старце иеросхимонахе Льве, 11-ть лет тому назад преставившемся в этот день. Служили о. Пафнутий, о. Гавриил и о. Нифонт.

Трогательно было слышать церковные песни, которые от прошения и умилостивления часто переходят в глас обетования, особенно утешительные, когда они воспеваются в память «мужа желаний» который не умер, но почил от трудов своих, завещав благой пример ученикам и чадам своим духовным.

Батюшка видел его в сей день после утрени в тонком сне, будто бы они вместе собираются идти на трапезу. О. Леонид подносит ему выпить маленькую рюмочку чего-то. Батюшка отказывается, говоря:

– Я не пью!

– Выпей, – повторяет Старец, и Батюшка, выпив, ощутил особую сладость, потом о. Леонид подал ему схимнический куколь, и вместе пошли в трапезу; при сем Старец говорил Батюшке много утешительного, но что именно – не упомнит, а может быть, и помнит, но, по слову Апостола, сего «не леть есть глаголати не имеющим ушей, во еже слышати!» (Ср.: 2Кор. 12, 4)  

Пророческое видение о схиме сбылось спустя несколько лет. В 1858 году старец Макарий принял постриг в великий ангельский образ, тем самым исполнив благословение своего духовного отца и наставника – преподобного Льва Оптинского.

В 1859 году о. Леонид (Кавелин), проходивший церковное служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме, привез для старца Макария схимническое облачение, освященное на Гробе Господнем.

В последний год жизни старец Макарий все чаще говорил своим ученикам: «Пора, пора домой!» – ожидая переселения в Вечные обители и встречи с преподобным Львом.

Старец Макарий почил о Господе в сентябре 1860 года. По его завещанию, его облачили в схиму, привезенную из Иерусалима.