Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нам всег­да на­до го­во­рить: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, да бу­дет то или дру­гое. По­сы­ла­е­мое все на­доб­но при­ни­мать, как от ру­ки Гос­под­ни: скорб­ное ли — к тер­пе­нию, при­ят­ное ли — к бла­го­да­ре­нию.

преп. Моисей

Пос­ти­же­ние во­ли Бо­жи­ей дос­туп­но чис­тым по жиз­ни сво­ей. Они по­лу­ча­ют дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния, а оно вы­ше всех доб­ро­де­те­лей.

преп. Никон

Хрис­тос Спа­си­тель наш рек о Се­бе: не ищу во­ли Мо­ея, но во­ли пос­лав­ша­го Мя От­ца (Ин. 5, 30). И имея в ви­ду горь­кую ча­шу стра­да­ний, прек­лонь ко­ле­на, мо­ля­ше­ся, гла­го­ля: От­че, аще во­ли­ши ми­мо нес­ти ча­шу сию от Ме­не; оба­че не Моя во­ля, но Твоя да бу­дет (Ср.: Мф. 26, 39). Сие да мудр­ству­ет­ся в нас, еже и во Хрис­те Ии­су­се. Взи­рая на Не­го, На­чаль­ни­ка ве­ры, тер­пе­ни­ем да те­чем на пред­ле­жа­щий нам под­виг, ук­реп­ля­ем се­бя мо­лит­вою сми­рен­ною: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, та­ко да бу­дет о мне!

преп. Моисей

Пятая заповедь

Пятая заповедь о почитании родителей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Исх. 20, 12), — была дана Господом Моисею на горе Синай, где Господь начертал заповеди на двух каменных скрижалях.

Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что его народ, забыв об истинном Боге, отлил себе тельца из золота и поклоняется ему, то он в гневе разбил скрижали о скалу. После раскаяния всего народа Бог повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других — об отношениях человека к человеку. Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью.

Пятая заповедь — единственная, в которой Господь обещает человеку великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни — «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

У известного церковного писателя и духовного чада преподобного оптинского старца Амвросия Евгения Николаевича Поселянина (1870–1931) был товарищ, который попросил у старца совета относительно почитания родителей.

Е. Н. Поселянин

Поселянин впоследствии записал свой разговор со старцем Амвросием, который вошел в составленное им жизнеописание старца.

«Один мой товарищ, не чувствовавший душевной близости к своим родителям и смущенной этим, попросил меня рассказать об этом старцу. Старец на это ответил мне: 

— Прочти пятую заповедь.

— Чти отца твоего и матерь твою, — стал я читать, удивленный, и говоря себе: «Он и без отца Амвросия знает эту заповедь, и ее-то неисполнением и тяготится!»

— Повтори еще, — сказал отец, когда я прочел заповедь.

— Чти отца твоего и матерь.

Прп. Амвросий

— Повтори первое слово.

— Чти.

— Так что же сказано?

— Что надо почитать. 

— Так вот, так и передай твоему приятелю. Если он почитает родителей, почтителен к ним. Заботится о них. 

— Он не может заботиться, — вставил я, — они очень богатые.

— Я не о том. А вот чтобы быть с ними, когда они этого захотят, не избегать их общества, почитать им иногда что-нибудь, слушаться их. Ведь они не требуют от него ничего невозможного?

— Да, но они люди разных миров. У них интересы разные. 

— Это ничего не показывает. Можно заниматься своими делами, не забывая родителей и не требуя, чтобы они интересовались непременно его интересами. Да он сам поймет, в чем состоит приказание «чтить». И если он это исполнит, он может быть покоен».