Аудио-трансляция

Не брак, а пре­лю­бо­де­я­ние долж­но счи­тать и гнус­ным, и сквер­ным, и прок­ля­тым, и про­тив­ным де­лом Бо­гу и Ан­ге­лам Его, и бла­го­чес­ти­вым лю­дям, ко­е­го, т.е. пре­лю­бо­де­я­ния, долж­но гну­шать­ся как пре­ве­ли­кой мер­зос­ти всем че­ло­ве­кам, и луч­ше сог­ла­сить­ся сток­рат­но уме­реть, не­же­ли оск­вер­нить се­бя столь гнус­ным по­ро­ком, и прог­не­вать Бо­га, и ли­шить­ся Не­бес­но­го Царствия Его. А по­се­му всем нам, и муж­чи­нам, и жен­щи­нам, долж­но при соб­ра­ни­ях из­бе­гать аму­ров, лю­бо­дей­ных взгля­дов, дву­смыс­лен­ных слов, без­чин­ных те­лод­ви­же­ний и слиш­ком неск­ром­ных на­ря­дов, но во всем при­дер­жи­вать­ся скром­нос­ти и хрис­ти­а­нс­ко­го бла­гоп­ри­ли­чия.

преп. Антоний

«Старец — это подвижник, трудящийся на ниве Христовой»

В надгробном слове у могилы преподобного Амвросия епископ Калужский и Боровский Виталий (Иосифов) очень точно определил суть старческого служения: «Старец — это подвижник, трудящийся на ниве Христовой, и денно, и нощно пребывающий в исполнении закона Божия и делающийся, таким образом, надежным руководителем и воспитателем и других на пути ко спасению. <…> И кто не усматривал всего этого в лице высокого старца-подвижника, иеросхимонаха Амвросия?! Кто в нем не находил своего мудрого советника, руководителя и наставника на всякую истину?! Вот тайна, в которой заключается вся разгадка того всеобщего уважения к старцу со стороны знатных и незнатных, богатых и убогих, ученых и некнижных, и всех, кто к нему по желанию или даже из-за одного любопытства обращался».

Преподобный старец Амвросий на смертном одре

Последний год своей жизни старец Амвросий провел в основанной им Шамординской Казанской женской общине, куда он приехал 3 июля 1890 года. О причинах этого решения архимандрит Григорий (Борисоглебский), автор первого жизнеописания старца, писал: «Старец, правда, никому ясно и определенно не высказывался: почему и зачем уезжает он в Шамордино. Но об этой причине нетрудно догадаться. Шамординская община очень многолюдная; в ней около 500 сестер; старец принимал туда всех, кого только находил полезным, там есть приют для малолеток девочек, в котором живет до 50 малюток. В Шамордине более, чем где-либо, смешиваются два элемента: благотворительный и аскетический. Старец при жизни часто говаривал многим, что там хороший, большой будет монастырь; он задумывал построить там два громадных храма. Словом, там шло все на широкую ногу. Но напрасно спрашивать о том, какие средства у этой обители? Их нет. — Далее. Большинство шамординских сестер — все духовные дети старца; он их знал в миру; он их и посылал в монастырь. Батюшку они считают своим отцом. Посему, подобно тому, как в Оптиной пустыни, так и здесь — главный жизненный центр — в самом батюшке; он всем управлял. Правда, там было свое собственное начальство, но оно имело власть только исполнительную. Поэтому в Шамордине вы не встретите того, что встречается обычно во всяком монастыре: там нет ни начальствующих, ни подчиненных; там просто одна большая семья». 

Современный вид Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино

Приезд духовного руководителя сразу оживлял, преображал жизнь в Шамординской обители. Этот приезд всегда ждали с нетерпением и радовались старцу, словно малые дети. Промыслом Божиим случилось так, что именно в окружении духовных чад, монахинь основанной им обители, старец провел свои последние дни и перешел в вечность. 

Старец часто повторял: 

Прп. Амвросий с сестрами

— Вот целый век свой я все на народе. Так и умру. Все вожусь с другими, а о себе-то Бог весть, когда придется подумать…

Прошла осень, наступила зима, а потом снова лето, а старец все жил в Шамордино. Трижды он пытался вернуться в Оптину Пустынь, и трижды различные обстоятельства удерживали его в Шамордино. В Оптину он написал: «Я задержался здесь по особому промышлению Божию, — а зачем, — это означится после».

Душеспасительно провели Великий Пост, радостно встретили Светоую Пасху… Современники вспоминали, что старец Амвросий постоянно выглядел умирающим старичком, настолько тяжелый груз болезни он нес. И летом, и зимой он ходил в ватошнике, теплом подряснике на вате. Несмотря на многолетние страдания, он находил в себе силы изо дня в день принимать посетителей, утешать, наставлять, вразумлять. Сколько душ было спасено для Вечности благодаря его молитвам, сколько людей благодаря его советам исправили свою жизнь и стали жить по-христиански! 

Кроме приема посетителей, два раза в день батюшка выходил на общее благословение, и тут преподавал или общее наставление или говорил несколько слов кому-то из присутствующих. 

Попечение старца к молодой обители проявлялось во всем, — к нему обращались за благословением по каждому духовному или хозяйственному вопросу, он неоднократно выезжал на место строительства корпусов и детского приюта. 

Однако осенью 1891 года старец стал быстро слабеть. Особенно уставал под вечер, иногда не мог от слабости сказать ни слова. Но потом снова и снова начинал принимать посетителей.

Келья прп. Амвросия в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино

21 сентября старец почувствовал себя хуже, и состояние все ухудшалось. Поэтому 27 сентября из Москвы был вызван доктор Бабушкин, который успокоил всех, сказав, что болезнь не опасна.

Несмотря на временное улучшение, старец чувствовал, что эта болезнь к смерти. «Это уж последние страдания!» — сказал батюшка одной из монахинь. 

7 октября ночью старец почувствовал себя очень плохо, поднялась температура, появился бред. К утру больной лишился речи.

Старец Амвросий в келье

8 октября положение состояние резко ухудшилось. Вечером был такой момент, когда казалось, что старец уже умирает, и его келейник и преемник в старческом служении о. Иосиф начал читать отходную. Однако потом больному стало легче, и он пожелал собороваться. Таинство елеосвящения совершили в 11 часов вечера три иеромонаха Оптиной пустыни: скитоначальник о. Анатолий (Зерцалов), о. Иосиф и о. Феодор. 

После совершения таинства братия, сестры и другие присутствовавшие начали подходить к батюшке прощаться. Трогательна была эта минута. Старец иногда силился поднять руку и благословлял прощавшихся. 

9 октября больному стало легче. В этот день из Оптиной пустыни проститься со старцем приехал настоятель обители архимандрит Исаакий (Антимонов). 

В Шамординском храме непрерывно служили молебны, молили Господа и Царицу Небесную о даровании здравия любимому старцу. 

В ночь на 10 октября больной стал быстро слабеть; дыхание слышалось слабое, неглубокое и редкое. Дыхание у старца слышалось все слабее и слабее, тише и тише. Приближался полдень. Начали читать отходную. При чтении молитвы: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, — старец собрал свои последние силы и осенил себя крестным знамением. 

Ровно в 11 часов 30 минут душа праведника отлетела на Небо.

Икона прп. Амвросия в храме его имени в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино

После облачения старца начали служить панихиды. А 11 октября во многих монастырях и храмах служили заупокойные Литургии. Проститься с любимым старцем в Шамординскую обитель собралось более восьми тысяч народу. Горько оплакивали шамординские сестры эту потерю. Они лишились любимого отца, наставника, молитвенника, который поддерживал духовно и материально молодую обитель. Всем сестрам хотелось, чтобы могила старца была в Шамординской обители. Для разрешения вопроса о месте захоронения старца отправили запрос в Св. Синод, откуда скоро была получена телеграмма за подписью первенствующего члена Св. Синода митрополита Исидора (Никольского) о погребении старца в Оптиной пустыни.

Известно, что епископ Виталий, не знавший лично старца Амвросия, был очень недоволен его долгим пребыванием в Шамордино и собирался сам туда приехать. Сестры с тревогой спрашивали батюшку, как встретить им Владыку? На что старец полушутя говорил: 

— Не мы его, а он нас будет встречать, а мы ему «аллилуйя» пропоем.

Казанская Амвросиевская пустынь

Так случилось, что в минуту кончины старца Владыка выехал из Калуги в Шамордино. Телеграмма о кончине старца Амвросия застала его в Троицком Лютиковом монастыре. Во всем этом Владыка увидел особый Промысл Божий, который призывал его своим святительским служением напутствовать в вечную жизнь старца Амвросия. Владыка возглавил заупокойные службы, увидев огромную всенародную любовь и скорбь у гроба великого наставника и молитвенника. 

13 октября, в воскресенье, по окончании Божественной Литургии состоялось отпевание старца. Первым подошел ко гробу Владыка Виталий и благословил почившего троекратно иконой Казанской Божией Матери.

14 октября по совершении Божественной литургии и панихиды тело старца было перенесено в Оптину Пустынь. Торжественная процессия шла более семи часов. В это время погода стояла ненастная, почти непрерывно шел дождь и дул сильный ветер. Но ни одна из свечек не погасла, таким образом прославляя великого светильника Русской земли, который всегда горел своей любовью к Богу и людям. 

Оптина Пустынь

В Оптиной пустыни гроб с телом старца был поставлен сперва в холодный Введенский собор, а на следующий день — перенесен в Казанский храм, где была отслужена Божественная Литургия и панихида, которую возглавил епископ Виталий в сослужении двух архимандритов Моисея и Исаакия. Старец был погребен в часовне близ юго-восточной стены Введенского собора монастыря.

К почившему старцу молитвенно всегда обращались как к живому, и всегда он все устраивал во благое, откликался на просьбы и прошения. Особенно хранили его память в двух обителях — в Оптиной Пустыни и Шамордино. 

В Оптиной Пустыни были подготовлены к изданию жизнеописание старца и его письма к духовным чадам. Одними из важных источников стали воспоминания о старце Амвросии Шамординских сестер, для которых каждое его слово было свято и которые записывали его советы, чтобы сохранить их в своей памяти. 

Сестры Шамординской обители сохранили келью старца Амвросия, где он перешел в Вечность. Стараниями духовного чада С. В. Перлова над домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря в советские годы келья была перенесена в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, который был освящен 15/28 июля 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского. И до сих пор в этом храме ежедневно совершаются богослужения. 

Интерьер храма прп. Амвросия в Казанской Амвросиевской пустыни

В июне 1988 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, впервые после советского периода были прославлены 9 подвижников Православия, и среди них — преподобный Амвросий Оптинский.

Ныне святые мощи старца Амвросия находятся во Введенском соборе Оптиной Пустыни. В акафисте, который ежедневно поется перед ракой с мощами святого угодника Божиего, есть такие слова: «Светильника добродетелей видеша в тебе вси концы страны нашея, отче наш Амвросие, яко в терпении и смирении земное странствие скончал еси и исполнил еси вся, яже заповеда нам Христос во святем учении, и преселился еси от земли на небо, внидя в радость Господа своего, яко верный раб Христов».

Частица мощей прп. Амвросия Оптинского

А 14 октября 2018 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь была передана на постоянное хранение большая частица мощей святого старца. (См. официальный сайт монастыря в Шамордино)