Аудио-трансляция

Гор­дость че­ло­ве­чес­кая го­во­рит: мы сде­ла­ем, мы дос­тиг­нем, и на­чи­на­ем стро­ить баш­ню Ва­ви­лон­с­кую, тре­бу­ем от Бо­га от­че­та в Его действи­ях, же­ла­ем быть рас­по­ря­ди­те­ля­ми все­лен­ной, меч­та­ем о за­об­лач­ных прес­то­лах, — но ник­то и нич­то не по­ви­ну­ет­ся ей, и бес­си­лие че­ло­ве­ка до­ка­зы­ва­ет­ся со всею оче­вид­ностью горь­ким опы­том. Наб­лю­дая опыт сей из ис­то­рии и древ­них, дав­но ми­нув­ших дней, и сов­ре­мен­ных, при­хо­жу к зак­лю­че­нию, что не­пос­ти­жи­мы для нас пу­ти Про­мыс­ла Бо­жия, не мо­жем их по­нять, а по­то­му не­об­хо­ди­мо со всем сми­ре­ни­ем пре­да­вать­ся во­ле Бо­жи­ей.

преп. Никон

Нам всег­да на­до го­во­рить: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, да бу­дет то или дру­гое. По­сы­ла­е­мое все на­доб­но при­ни­мать, как от ру­ки Гос­под­ни: скорб­ное ли — к тер­пе­нию, при­ят­ное ли — к бла­го­да­ре­нию.

преп. Моисей

Пос­ти­же­ние во­ли Бо­жи­ей дос­туп­но чис­тым по жиз­ни сво­ей. Они по­лу­ча­ют дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния, а оно вы­ше всех доб­ро­де­те­лей.

преп. Никон

Чувство перемены и пользы от исповеди

Намерение твое было попроситься к родным, оттуда к нам поехать. Если это можно еще сделать — Бог благословит тебя исполнить. Приезжай. С любовию тебе будем рады.

Писала, что понуждаешь себя на призывание имени Иисусова, чувствуешь пользу, хотя и не имеешь того сокрушения, какое бы хотела иметь. Думаешь, не враг ли тебе представляет пользу молитвы? — Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву.

Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? — Кто просит — всякому дастся: “просите и дастся вам” (Мф., VII, 7). Как евангельская вдовица алкала защитить её от соперника, так и нам должно просить.

Горевала ты о книге Варсонофия Великого, не имея её. Посылаю тебе эту необходимую книгу. С помощию Божию руководствуйся ею, да будет тебе ко спасению.
Жалуешься на тщеславие. Говоришь, что это — первый твой мучитель, который более других борет тебя и, что бы ты ни делала, во всем преследует тебя. Спрашиваешь, не природное ли это твое свойство? — Мы должны не по природным своим свойствам жить, а по заповедям Божиим... и, прежде всего, бороться со страстью, которая более других в тебе существует.

О повседневной своей исповеди пишешь, что чувствуешь в себе большую перемену и большую пользу. Пиши о себе каждый день, и на сердце у тебя будет легко и хорошо. Просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? — В этом действует таинство откровения или исповеди, которую ты пишешь объясняя все о себе как на духу. И сама на опыте ты видишь, что после написания томившая тебя страшная тоска оставляет. Это всегда так бывает от откровения.

Писала ты мне о знакомстве своем с Анной Андреевной. Из разговоров её с тобою заметны в ней признаки прелести. Слова её: “Зачем избирать в руководителя человека? Разве Дух Святой не может без посредства людей поучать всему нас?” — показывают мудрование лютеранское. Слова же о том, что руководствует её во всем Царица Небесная — это признаки прелести и показывают в ней самонадеянность. Бывать тебе у нее не мешает и, чем можно, при помощи Божией, постараться помочь ей следует. Дай прочесть ей в первой части Добротолюбия “О трех образах молитвы” и 5-е поучение аввы Дорофея. Посмотри, как она поймет. А лучше бы всего её к нам направить.

Приближается праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Желаю тебе встретить этот праздник в добром здравии и духовной радости. Приветствую тебя с сим радостным праздником и следующим за тем Новым годом.

Из писем прп. Илариона Оптинского