Аудио-трансляция

Брач­ная жизнь – Бо­гом бла­гос­ло­вен­ная жизнь, и ино­чес­кая жизнь – свя­тая и ан­гельс­кая жизнь; и та и дру­гая бо­го­у­год­ная жизнь.

преп. Антоний

Чувство перемены и пользы от исповеди

Намерение твое было попроситься к родным, оттуда к нам поехать. Если это можно еще сделать — Бог благословит тебя исполнить. Приезжай. С любовию тебе будем рады.

Писала, что понуждаешь себя на призывание имени Иисусова, чувствуешь пользу, хотя и не имеешь того сокрушения, какое бы хотела иметь. Думаешь, не враг ли тебе представляет пользу молитвы? — Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву.

Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? — Кто просит — всякому дастся: “просите и дастся вам” (Мф., VII, 7). Как евангельская вдовица алкала защитить её от соперника, так и нам должно просить.

Горевала ты о книге Варсонофия Великого, не имея её. Посылаю тебе эту необходимую книгу. С помощию Божию руководствуйся ею, да будет тебе ко спасению.
Жалуешься на тщеславие. Говоришь, что это — первый твой мучитель, который более других борет тебя и, что бы ты ни делала, во всем преследует тебя. Спрашиваешь, не природное ли это твое свойство? — Мы должны не по природным своим свойствам жить, а по заповедям Божиим... и, прежде всего, бороться со страстью, которая более других в тебе существует.

О повседневной своей исповеди пишешь, что чувствуешь в себе большую перемену и большую пользу. Пиши о себе каждый день, и на сердце у тебя будет легко и хорошо. Просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? — В этом действует таинство откровения или исповеди, которую ты пишешь объясняя все о себе как на духу. И сама на опыте ты видишь, что после написания томившая тебя страшная тоска оставляет. Это всегда так бывает от откровения.

Писала ты мне о знакомстве своем с Анной Андреевной. Из разговоров её с тобою заметны в ней признаки прелести. Слова её: “Зачем избирать в руководителя человека? Разве Дух Святой не может без посредства людей поучать всему нас?” — показывают мудрование лютеранское. Слова же о том, что руководствует её во всем Царица Небесная — это признаки прелести и показывают в ней самонадеянность. Бывать тебе у нее не мешает и, чем можно, при помощи Божией, постараться помочь ей следует. Дай прочесть ей в первой части Добротолюбия “О трех образах молитвы” и 5-е поучение аввы Дорофея. Посмотри, как она поймет. А лучше бы всего её к нам направить.

Приближается праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Желаю тебе встретить этот праздник в добром здравии и духовной радости. Приветствую тебя с сим радостным праздником и следующим за тем Новым годом.

Из писем прп. Илариона Оптинского