Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От­че­го лю­ди гре­шат? Или от­то­го, что не зна­ют, что долж­но де­лать и че­го из­бе­гать, или ес­ли зна­ют, то за­бы­ва­ют, ес­ли же не за­бы­ва­ют, то ле­нят­ся, уны­ва­ют. На­о­бо­рот: так как лю­ди очень ле­ни­вы к де­лам бла­го­чес­тия, то весь­ма час­то за­бы­ва­ют о сво­ей глав­ной обя­зан­нос­ти – слу­жить Бо­гу, от ле­нос­ти же и заб­ве­ния до­хо­дят до край­не­го не­ра­зу­мия или не­ве­де­ния. Это три ис­по­ли­на – уны­ние, или ле­ность, заб­ве­ние и не­ве­де­ние, от ко­то­рых свя­зан весь род че­ло­ве­чес­кий не­ре­ши­мы­ми уза­ми. А за тем уже сле­ду­ет не­ра­де­ние со всем сон­ми­щем злых страс­тей. По­то­му мы и мо­лим­ся Ца­ри­це Не­бес­ной: Прес­вя­тая Вла­ды­чи­це моя Бо­го­ро­ди­це, свя­ты­ми Тво­и­ми и все­силь­ны­ми моль­ба­ми от­же­ни от ме­не, сми­рен­но­го и ока­ян­но­го ра­ба Тво­е­го, уны­ние, заб­ве­ние, не­ра­зу­мие, не­ра­де­ние и вся сквер­ная, лу­ка­вая и хуль­ная по­мыш­ле­ния...

преп. Амвросий

Ник­то и нич­то не мо­жет пов­ре­дить че­ло­ве­ку, ес­ли сам се­бе он не пов­ре­дит, нап­ро­тив, кто не ук­ло­ня­ет­ся от гре­ха, то­му и ты­ся­ча спа­си­тель­ных средств не по­мо­гут.

преп. Никон

Не ищи­те вы­со­ких да­ро­ва­ний, вос­хи­ще­ний и уте­ше­ний ду­хов­ных, оные да­ру­ют­ся по ме­ре на­ше­го сми­ре­ния. Да и мож­но ли вой­ти в Царс­кий Чер­тог и нас­лаж­дать­ся ве­че­ри Его, быв­ши в не­чис­том ру­би­ще страс­тей? Очис­тим оные по­ка­я­ни­ем и сми­ре­ни­ем и пре­дос­та­вим во­ле Бо­жи­ей, ког­да Ему угод­но бу­дет, вес­ти нас в Чер­тог Его, а са­ми бу­дем счи­тать се­бя не­дос­той­ны­ми то­го.

преп. Макарий

Преподобный Исаак Сирин — православный или несторианин? Введение в проблематику

Преподобный Исаак Сирин стоит особняком в сонме древних святых отцов, прославившихся своими подвигами и чудотворениями. Он написал удивительную книгу, чтение которой составляет истинное наслаждение для всех монахов и мирян, ревнующих о духовной жизни. Можно без преувеличения сказать, что для них она — вторая после Евангелия. Из нее черпают вдохновение, знание и любовь, она поддерживает на пути подвига подвизающихся и возбуждает к нему унывающих. В ней словно бы обретается душа монашества, запечатленная мудрыми словесами преподобного Исаака Сирина. Каждый, кто обращается к ней, уходит утешенным.

По этой причине все, что касается этого святого, затрагивает все монашество. Любая попытка усомниться в его святости или представить его еретиком, пусть и не сознающим этого, вызывает у нас великую тревогу. Как говорят историки — отними у народа память о его победах, и этот народ станет беззащитен перед врагами. Так и когда хотят превратить прп. Исаака Сирина в несторианина, тем самым желают посмеяться над Православной Церковью, желают подорвать авторитет монашества в православном народе. И если для очередного исследователя его научные изыскания на эту тему есть способ самоутверждения, то для нас — повод явить свою веру и любовь. Для современного либерала-богослова святой не более чем объект патрологической инквизиции; для нас — отец родной, которому мы привыкли верить и на которого дерзаем равняться, хотя и не имеем на то силы. Потому, когда ругаются над ним, ругаются над нашей верой и надеждой!

Вот и приходится оставлять свои келлии, прерывать несовершенную молитву и пытаться защитить имя святого. Конечно, движет нами монашеский эгоизм, ибо мы защищаем не только святого, но и себя. Но пусть кто-то сделает лучше нас, и мы будем благодарны ему, ведь он избавит нас от занятий, неестественных для нашего звания.

Поскольку же таковых благодетелей пока не видно, мы предлагаем вашему вниманию статью отца Никона, которая написана как раз по этим причинам. Отец Никон давно занимается преподобным Исааком Сириным и, хотя малоизвестен широкой публике, на сегодня является одним из самых оригинальных исследователей данной темы. Отец Никон сочетает в себе аккуратность ученого и
пламенную любовь к святому, которая, как нам кажется, весьма помогает ему отражать стрелы современных богословов, для которых прп. Исаак Сирин — всего лишь подходящая мишень для их упражнений.

«Преподобный Исаак Сирин — православный или несторианин? Введение в проблематику».