Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кая бу­дет вы­го­да во­и­ну без бра­ни? — Он не­ис­ку­сен и не­му­же­ст­вен. И мо­на­ху без борь­бы нель­зя стя­жать ду­ши в тер­пе­нии и увен­ча­ну быть от Под­ви­го­по­лож­ни­ка. Не из­не­мо­гай ду­хом и не уны­вай в про­тив­нос­тях, но об­ра­щай­ся ко Гос­по­ду с сми­рен­ным мо­ле­ни­ем и ве­руй, что при­идет к те­бе по­мощь.

преп. Моисей

Уте­ше­ни­ям или пред­ва­ря­ет, или пос­ле­ду­ет мя­теж, а се­му при­чи­ною на­ше стра­ст­ное уст­ро­е­ние; страс­ти на­ши суть дверь, зат­во­ря­ю­щая пред на­ми сию ду­хов­ную ра­дость.

преп. Макарий

Гос­подь си­лен всег­да уте­шить нас. Но пос­то­ян­ное уте­ше­ние нам пов­ре­дит — так, ес­ли пос­то­ян­но бу­дет жечь солн­це или лить дождь, то все по­го­рит и поп­ре­ет. А по­пе­ре­мен­но хо­ро­шо.

преп. Анатолий

Принимающий вас к сердцу 

читать предыдущий фрагмент

 

Уча, как жить, отец Амвросий не докучал наставлениями. Но часто точно вскользь брошенное замечание оставалось навсегда в мозгу и становилось правилом жизни, в котором никогда не пришлось раскаиваться. Он всякое действие и всякое намерение сейчас же оценивал соответствующим словом закона, и все становилось ясно.

Мне кажется, что когда к нему приходили с грехом, он потому не томил упреками, что слишком сильно верил и в возрождающую благодать, и в ту искру Божию, которая достаточно томит душу страданьем за всякую неправду. И он питал в человеке не отчаянье как следствие известного проступка, а общее покаянное чувство и смирение, которое сознает, что без особой помощи Божией тщетны наши лучшие стремления, что наши усилия — не средство, а условия спасения. Но чего он требовал строго — полного повиновения Церкви. Например, он настаивал, чтоб я соблюдал посты. Отчасти по избалованности, отчасти оттого, что было трудно делать это дома, когда все ели скоромное, я этого не исполнял, и это, кроме вреда, мне ничего не приносило. 

Как запыленные деревья после освежающего дождя становятся чисты и бодры, так же действовало на человека общение с отцом Амвросием. Вы были окружены у него таким горячим сочувствием, таким благоволением, что это, давая вам счастье, делало и вас лучшим, потому что истинное сочувствие как-то само возвышает душу тех, кому оказано, и заставляет их строже проверять себя.

И вот, чувствуя на себе такое отношение отца Амвросия, я говорил с ним, рассказывая ему мои планы и желания и обсуждая, как чего достичь.

Ему можно было рассказать все; он все, относящееся до человека, принимал к сердцу. Когда я сказал ему, что мне очень нравится английская гигиена и что я хочу устроить себе такой душ, чтобы без помощи других обливаться из него, он сам мне объяснил, как его устроить. Он разобрал со мною расписание моего дня, назначил количество сна.

Когда я ему рассказал о том, что стараюсь вести книжечку разграфлённую, по методе Франклина, с именами моих недостатков и с отметками всякий день, в каком из них я провинился, он велел её бросить. Он находил, что она развивает самодовольство и что гораздо лучше простое сознание своей негодности и ежечасное понуждение себя к долгу. Тут он сказал слово, которое я часто слышал от него: «Живи попроще, живи попроще».

Сообразуясь с порывистостью моей природы, он в нескольких в разное время сказанных фразах оставил мне предостережения на всю жизнь. И часто потом, по живости своей попав впросак, я с грустью и раскаянием вспоминал его заботливость.

продолжение следует ...

 

Воспоминания Е. Н. Поселянина
Из книги «Оптина Пустынь в воспоминаниях очевидцев»