Аудио-трансляция

Грех кла­дет пе­чать не толь­ко на ду­шу, но и на внеш­ность че­ло­ве­ка, на его внеш­нее по­ве­де­ние и вид.

преп. Никон

← все публикации

 О толкованиях на псалмы преподобного Амвросия старца Оптинского

иеродиакон Лука (Филатов)
насельник Московского Свято-Данилова монастыря, 
аспирант общецерковной аспирантуры 
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010

 1. Общие наставления преподобного Амвросия о чтении псалмов

Книга псалмов занимает особое место в Священном Предании, благодаря глубокому богословскому содержанию, обилию мессианских пророчеств, прекрасной художественной форме. Псалтирь была основой Ветхозаветного богослужения, позже составила большую часть последования Богослужения Христианской Церкви. Толкованием псалмов занимались великие святые древности: Василий Великий, Афанасий и Кирилл Александрийские, Иоанн Златоуст.

Среди экзегетов Византийского периода необходимо отметить инока Евфимия Зигабена. Его книга[1], посвящённая изъяснению псалмов, содержит наиболее полное собрание святоотеческих толкований.

На Руси Псалтирь имела исключительное значение для культурной жизни общества, по ней проходило обучение грамоте.

Изъяснению псалмов посвящены труды современников Оптинских старцев, святителей Филарета Московского[2] и Феофана Затворника[3].

В духовном наследии Оптинского старца Амвросия заметное место занимают толкования на псалмы. Ум духовного наставника, по слову преп. Серафима Саровского[4], как бы плавал в Законе Господнем. Как правило, Оптинский старец отталкивается от текста Священного Писания Нового завета, затем подтверждает свою мысль стихами из псалма или другим Ветхозаветным текстом, далее приводит святоотеческое объяснение по данному вопросу. Как свидетельствует о себе сам преп. Амвросий, он отнюдь не скрывал себя за словами Священного Писания, но основывал своё мнение на словах Писания[5].

Старец Амвросий уделял большое внимание псалмопению в духовной жизни христианина, как монаха, так и мирянина. Об этом свидетельствуют тексты наставлений, традиционно разделяемые на две основные группы по адресатам.

Количество читаемых псалмов мирянам наставник предоставлял их усмотрению, но указывал на необходимость внимательного и благоговейного чтения, доставляющего пищу уму и сердцу[6]. Такой подход подтверждает, по объяснению преподобного, псаломское слово: «пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс. 46, 7, 8,)[7]. Преп. Амвросий считал полезным заучивать избранные псалмы наизусть[8]. Например, для детского чтения и заучивания, им были рекомендованы псалмы 90-й и 26-й[9].

Для монашествующих, которые по своему образу жизни (например, отшельники) или по иным обстоятельствам не могли бывать ежедневно на церковной службе, старец устанавливал келейное правило, преимущественно составленное из псалмов Давида. Это правило было в обычае у Оптинских духовников и принято от прежних монахов, подвизавшихся в уединении. В него входили: утренние молитвы, шестопсалмие, чин 12 псалмов и первый час.

Преп. Амвросий советовал прибегать к псалмопению не столько в период благодушия, по апостольскому слову (Иак. 5, 13), сколько во время скорбей, искушений и обстояний. В таких случаях Оптинский старец полагал полезным читать следующие псалмы: 26-й[10], 90-й[11],3-й, 53-й, 58-й, 142-й[12], 36-й[13], 39-й[14], 69-й[15].

2. Толкование преподобного Амвросия Оптинского на 126-й псалом

Толкование 126-го псалма[16] преп. Амвросием привлекает своей полнотой. Этот псалом читается за Богослужением в составе 18-й кафизмы, которая часто употребляется в период Великого поста.

Преп. Амвросий опирается на святоотеческую экзегезу. Он ссылается на блж. Феодорита Киррского, свт. Афанасия Великого, преп. Феодора Студита, преп. Никиту Стифата.

Преподобный толкует псалом в двух аспектах. Первый аспект Оптинский старец определяет как буквальный исторический. С этой точки зрения содержание псалма является пророчеством о жизни богоизбранного иудейского народа после возвращения из Вавилонского плена и о строительстве нового Иерусалимского храма.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни» (Пс. 126, 1, 2).

Иудеи, трудясь над восстановлением храма, были вынуждены, по свидетельству Неемии, непрестанно обороняться от неприятелей (Неем. 4, 17)[17]. Псалмопевец убеждает иудеев уповать не столько на своё тщание, сколько на всесильную Божественную помощь. При этом о. Амвросий, ссылаясь на блж. Феодорита[18], отмечает, что глагол «?γε?ρεσθε» (востанете), данный здесь в форме повелительного наклонения, следует понимать, согласно общему смыслу псалма, в значении неопределённого наклонения, то есть «восставать»[19]. Таким образом, смысл псаломских слов, как объясняет преподобный вслед за блж. Феодоритом[20], состоит в том, что без содействия Бога всяческих, напрасно и утреневать и скоро восставать для обороны и созидания[21].

«Егда даст возлюбленным Своим сон. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго» (Пс. 126, 2, 3). Когда Бог даст покой и свободу иудеям от нападающих врагов, тогда они смогут восстановить храм и Иерусалим и получат в награду благословение чадородия. Народившиеся чада будут народом Божиим[22].

«Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» (Пс. 126, 4). Здесь преп. Амвросий избирает толкование свт. Афанасия Великого[23], который под «отрясенными» (?κτετιναγμ?ονυς) понимает Иудеев, отверженных за распятие Христа. Сыны их это апостолы, которые соделались стрелами Сильного в брани с врагами[24].

«Блажен, иже исполнит желание свое от них» (Пс. 126, 5). Блажен, кто получит исполнение желаемого обетования, то есть сподобится освобождения от брани с неприятелем, многочадия и других Божественных даров[25].

«Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех» (Пс. 126, 5). Этот стих, по объяснению преподобного, указывает на древний обычай не принимать послов неприятеля внутрь города, но разговаривать с ними у ворот[26].

Далее преп. Амвросий переходит к изъяснению псалма в духовном смысле. Содержание псалма в этом аспекте толкуется как созидание душевного дома добродетелей. Старец опирается на текст песнопений воскресной службы, составленных преп. Феодором Студитом.

«Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град»[27]

«Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается»[28]

По слову Оптинского наставника, созидается дом души из разновидных камней добродетелей и исполнения Евангельских заповедей. Истинное упование на Господа понимается преп. Амвросием, как внутреннее делание, направленное на стяжание смиренномудрия, ради которого Бог сохранит град благочестия и других добродетелей. Суетен труд человека, подвизающегося только в телесном делании и не имеющего духовной помощи Божией, а потому и не имеющего подлинной веры, надежды и любви[29].

Под «чревом» в духовном смысле следует понимать сердце человека. «Мзда плода чревняго» означает сыноположение (т. е. усыновление), даруемое подвизающимся по мере очищения сердца от греха, и усердно молящимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12), непрестанно прибегающим ко Господу, рождённому «из чрева прежде денницы» (Пс. 109, 3)[30].

«Сынове оттрясенных» в христианском смысле, по объяснению преп. Никиты Стифата[31], означают людей изнурённых добровольными подвигами, стрясших с себя ветхого человека через покаяние и получивших силу поражать мысленных врагов. Блажен человек, стяжавший такую силу от Бога. Он будет отвечать «невидимым врагам в дверях своего сердца»[32].

3. О Толкованиях преподобного Амвросия Оптинского на другие псаломские тексты

Преп. Амвросий в общем Рождественском поздравлении 1880 г.[33] предлагает полное толкование на 22-ой псалом. Преподобный следует в основном блж. Феодориту[34], останавливаясь подробнее на значении Церковных Таинств. В подтверждении своей мысли о дерзновенном прохождении христианской душой воздушных мытарств[35] он ссылается на преп. Иоанна Карпафийского[36].

Богатое содержание имеют поучения старца Амвросия на отдельные стихи 24-го и 118-го псалмов. Эти псалмы ежедневно читаются за Богослужением в монастырях.

Обстоятельное толкование на 66-й стих 118-го псалма: «Благости и наказанию и разуму научи мя» (Пс. 118, 66)[37] носит одновременно аскетический, духовно-нравственный и вероучительный характер.

В письмах преподобного старца предлагаются поучения на псаломские стихи, которые употребляются на праздничных службах в качестве прокимнов.

Среди них опубликованы толкования воскресных прокимнов первого гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» (Пс. 11, 6) [38] и седьмого гласа: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца» (Пс. 9, 33)[39]. Оптинский старец Амвросий составил поучение на святительский прокимен: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум» (Пс. 48, 4)[40].

Особо выделим толкование преп. Амвросием стиха: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори» (Пс. 113, 11)[41]. Он служит великим прокимном, который возглашается на великой вечерне в понедельник светлой седмицы, а также на великих вечернях второго дня господских двунадесятых праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения.

Преп. Амвросий обзорно излагает историю Божественного Домостроительства. Он отмечает, что на земле Бог сотворил больше чем на небе. На небе Бог сотворил бесплотных и совершенных ангелов, но не утверждённых окончательно в добре. Третья часть ангелов не выдержала испытания и отпала от Бога. Этих ангелов увлёк за собой возгордившийся денница, который из светоносного ангела превратился в змия – дракона, как об этом сказано в откровении св. Иоанна Богослова (Отк. 12, 3–4). Падшие ангелы со своим злоначальником оставлены на их злую волю. Они получат должное воздаяние на Страшном Суде[42].

На земле Бог сотворил плотяного человека Адама, «взем персть от земли и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), т. е. душу разумную и бессмертную. По толкованию старца Амвросия, Адам был сотворён плотятным, во-первых, для смирения. Чтобы, памятуя о сотворении из земли, человек смирялся. Во-вторых, чтобы человека можно было помиловать, как немощного[43].

Обманутые змием и изгнанные из рая сладости за непослушание, праотцы не были совсем оставлены Богом. Им было обещано избавление (Быт. 3, 15), которое совершилось через пришествия Христа и Его искупительный подвиг (Ин. 3, 16)[44].

По мысли преп. Амвросия, Бог сотворил на земле более, чем на небе, потому что Единородный Сын Его, воплотившись стал Богочеловеком и по совершении искупления, прославил человеческое естество более ангельского. Господь благоволил обожить всех людей, но этому мешает человеческое неверие, зловерие, нечестивая жизнь или нерадение. Бог упрекает нас через пророка Давида: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81, 6–7)[45].

Старец Амвросий призывает, напоминая о великой Божией милости, к искреннему и смиренному раскаянию, а также посильному исправлению[46].

4. Заключение

В предлагаемой статье толкования на псалмы преп. Амвросия Оптинского представлены лишь обзорно. Подробно написано об изъяснении старцем 126-го пс., а также о поучении на прокимен «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори» (Пс. 113, 11). Толкования старца на другие псаломские тексты могут стать предметом новых публикаций.

Предложенный в статье материал показывает, что в своей экзегезе преп. Амвросий основывался на достижениях великих богословов древности: свт. Афанасия Великого, блж. Феодорита Кирского, преп. Никиты Стифата. Можно предполагать, что преп. Амвросий использовал также книгу преп. Евфимия Зигабена, в которой собраны святоотеческих толкования псалмов.

В писаниях преподобного старца присутствуют различные уровни экзегезы: исторический, прообразовательный, духовно-аскетический. Духовно-аскетическое толкование псалмов указывает на важнейшие добродетели, раскрывает их содержание, показывает их взаимосвязь, порядок приобретения, пути достижения. В этом аспекте старец часто следует преп. Никите Стифату.

Свои поучения преп. Амвросий обогащает мыслями преподобных отцов «Добротолюбия»: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Петра Дамаскина, Иоанна Карпафийского.

Преподобный, изъясняя, например, 126-й, 127-й, 22-й псалмы, излагает преимущественно мысли святых отцов. В толкованиях на отдельные стихи, такие как (9, 33), (24, 8, 10), (118, 66) старец существенно дополняет и развивает учение богомудрых предшественников.

Толкование преподобного на стих (Пс. 113, 11) содержит важнейшую идею византийского богословия о обожении человека, как главной цели Боговоплощения.

В поучениях на слова Священного Писания старец преподаёт духовно-нравственное назидание, стремится направить всех на путь спасения, нерадивых подвигнуть к исправлению, кающихся и скорбящих утешить.

Для назидательного изъяснения преп. Амвросий выбирает псалмы, часто употребляемые за Богослужением. Тем самым, по нашему мнению, он стремился доставить душевную пользу людям различных сословий и разного духовного уровня. Монахи, ежедневно выслушивающие церковное последование, могут найти здесь пищу для ума и сердца, открывая для себя новые смыслы пророческих стихов. Мирянам такие поучения помогают уяснить смысл церковных служб, пробудить интерес к чтению Священного Писания и особенно Псалтири.

[1] Euthymii Zigabeni. Comment. In Psalterium. Patrogiae cursus completus. Ser. Graeca/ Ed. J. P. Mign. P., 1857–1866. 161 t. Vol. 128. Col. 41–1325.

[2] Например: Руководство к познанию книги псалмов// Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1873. Кн. 1, 2.

[3] [Феофан Затворник, св.] Псалом сто-осмнадцатый, истолкованный Епископом Феофаном. М. 1891. Репр.: Толкование на 118 псалом. М. 2001.

[4] Денисов Л. И. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. М., 1997. (репринт 1904 г.) С. 440.

[5] Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. Ч. I. С. 28–29. Письмо № 17.

[6] Ibidem. Ч. I. С. 149. Письмо № 134.

[7] Ibidem. Ч. II. С. 25. Письмо № 19.

[8] Ibidem. Ч. III. С. 75. Письмо № 343.

[9] Ibidem. Ч. I. С. 134. Письмо № 110.

[10] Ibidem. Ч. I. С. 134. Письмо № 110.

[11] Ibidem. Ч. I. С. 65–66. Письмо № 54.

[12] Ibidem. Ч. II. С. 196. Письмо № 233.

[13] Ibidem. Ч. II. С. 196. Письмо № 234, Ч. III. С. 103. Письмо № 382, Ч. I. С. 137, Письмо № 116.

[14] Ibidem. Ч. II. С. 196. Письмо № 234, Ч. III. С. 123. Письмо № 404.

[15] Ibidem. Ч. III. С. 6. Письмо № 240.

[16] Ibidem. Ч. I. С. 2–5 . Письмо № 2.

[17] Ibidem. Ч. I. С. 2. Письмо № 2.

[18] Theodoretus Cyrrhensis. Interpretatio in Psalmos. PG. 80. Col. 1982. (Рус. пер. Блаженный Феодорит Кирский. Т. 2. Изъяснение псалмов. М., 2004. С. 450.)

[19] Собрание писем. Ч. I. С. 2–3. Письмо № 2.

[20] Ibidem.

[21] Ibidem. Ч. I. С. 3. Письмо № 2.

[22] Ibidem. Ч. I. С. 3. Письмо № 2.

[23] Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos. PG. 27. Col. 517. Св. Афанасий Великий пишет: «Оттрясенными (псалом) называет отверженных из народа первого; сыны их, т.е. апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы». См. Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 479.

[24] Собрание писем. Ч. I. С. 3. Письмо № 2.

[25] Ibidem.

[26] Ibidem.

[27] Степенна 3-го гласа. См.: Октоих. Воскресная служба 3-го гласа.

[28] Степенна 7-го гласа. См.: Октоих. Воскресная служба 7-го гласа.

[29] Собрание писем. Ч. I. С. 3–4. Письмо № 2.

[30] Ibidem. Ч. I. С. 4. Письмо № 2.

[31] Примечание: Толкования преп. Никиты Стифата находятся в книге Евфимия Зигабена. См.: Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. М., 1993, С. 316 (репринт 1882 г.). Приведённые преп. Амвросием, ссылки на творения св. отцов наводят на мысль, что он использовал эту книгу. Старец и выше в этом письме (Собрание писем. Ч. I. С. 4. Письмо № 2.) приводить почти дословно мысль преп. Никиты. См. Ibidem. С. 314.

[32] Собрание писем. Ч. I. С. 4. Письмо № 2.

[33] Ibidem. Ч. II. С. 25. Письмо № 20.

[34] Theodoretus. Interpretatio in Psalmos. PG. 80. Col. 1025–1029. (Рус. пер. Блж. Феодорит. Т 2. Изъяснение псалмов. С. 83, 84.)

[35] Собрание писем. Ч. II. С. 26. Письмо № 20.

[36] Joannis Carpatii. Capita Hortatoria. XXIII. PG. 85. Col. 795–796. (слав. пер. См. Добротолюбие. М.: Сретенский м-рь, 2002. Т. 2. С. 266). Примечание: В PG книга Иоанна Карпафийского разбита на 97 глав, а не на 100, как в сборнике «Добротолюбие». Преп. Амвросий приводит почти полностью, дословно 25-ую главу из «Добротолюбия», которая соответствует 23-ей главе в PG.

[37] Собрание писем. Ч. II. С. 56. Письмо № 41.

[38] Ibidem. Ч. II. С. 21. Письмо № 17.

[39] Ibidem. Ч. II. С. 39. Письмо № 29.

[40] Ibidem. Ч. II. С. 54. Письмо № 39.

[41] Ibidem. Ч. II. С. 50. Письмо № 37.

[42] Ibidem. Ч. II. С. 50 – 51. Письмо № 37.

[43] Ibidem. Ч. II. С. 51. Письмо № 37.

[44] Ibidem. Ч. II. С. 51 – 52 . Письмо № 37.

[45] Ibidem. Ч. II. С. 52. Письмо № 37.

[46] Ibidem.

 

← все публикации