Записки об оптинском музее
Монахиня Мария (Добромыслова)
Перед вами «Записки об оптинском музее». Автора «Записок» монахиню Марию (в миру Марию Семеновну Добромыслову) знают, прежде всего, как создателя замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Это рассказ о ее духовном отце преподобном Никоне (Беляеве), исповеднике. Немало горьких страниц в той книге посвящено и разрушению знаменитого монастыря. Монахиня Мария еще известна и как составитель биографического очерка «Монахиня Павлина» о шамординской монахине Павлине (Сидорцевой; † 1980).
Дочь козельского священника Мария Семеновна Добромыслова родилась в 1900 году в деревне Пронино Козельского уезда. Здесь же, в родном уезде, позднее она будет преподавать в деревенских школах. Однако тяга к рисованию вскоре приведет ее в Москву, на учебу во ВХУТЕМАС. Но два года спустя, в 1922 году, она вновь вернется домой. Снова сельская школа, где она работает учителем рисования.
В 1927 году в ее жизни открывается совершенно новая страница. Она приходит работать делопроизводителем в музей «Оптина Пустынь».
Спустя год, после ареста преподобного Никона, уезжает в Сухиничи. Но вскоре снова возвращается обратно в Козельск, так как по болезни вынуждена была уйти на пенсию. Известно, что в те годы одним из оптинских отцов Мария Семеновна была пострижена в монашество. В начале 1930-х годов, после массовых арестов в Козельске монашествующих и священнослужителей, она переехала в Калугу, где и скончалась 1 июля 1986 года.
Стараниями монахини Марии, а также таких хранителей предания и очевидцев эпохи, как монахиня Амвросия (Оберучева), Е.А. Булгакова, Н.Г. Чулкова, стали известны многие подробности жизни оптинского братства в последний период существования монастыря и после его закрытия. Помимо этого монахиня Мария написала несколько акварелей — портретов отцов и старцев Оптинских, а также рисунки различных видов Оптиной Пустыни. Текст предлагаемых «Записок» набран по машинописной копии, хранящейся в архиве Оптиной Пустыни.
Монастырь Оптина Пустынь был закрыт в 1920—1921 годах[1]. Большинство его насельников покинули монастырь. Оставшимися трудоспособными монахами с разрешения местных представителей власти была организована сельхозартель «Оптина Пустынь».
В этом же 1921 году некто Защук Лидия Васильевна[2] при содействии культурных работников области (в то время губернии) открыла в бывшем монастыре небольшой музей. Он помещался в двух-трех небольших комнатах одного из монастырских корпусов. Экспонатами для музея послужили вещи, имеющие художественную и историческую ценность, взятые из разоренных ближайших помещичьих усадеб, в основном из дома помещика Кашкина (с. Нижние Прыски). Много было собрано разнообразных редкостных вещей, привозимых владельцами из путешествий в иные страны, индийские предметы домашнего обихода, старинное оружие, фарфор и бронза (медальоны, барельеф, статуэтки художественной работы), даже кокосовый орех и перо страуса. По стенам были развешаны картины старых, преимущественно западных мастеров.
В июне 1923 года сельхозартель «Оптина Пустынь» была закрыта и всем монахам, работавшим в ней, было предложено освободить занимаемые ими помещения и оставить бывший монастырь. Вместо сельхозартели был открыт «Семхоз», в ведение которого отошли сады, огороды и скотный двор бывшего монастыря, стадо крупного рогатого скота. Коровы были помесью крупной симментальской породы с другими и на сельхозвыставке в Москве в каталоге числились под названием «Оптинская порода».
В этом же 1923 году организатор и руководитель музея Л.В. Защук выбыла из пределов Калужской области.
В 1924 году бывший монастырь по декрету Ленина был взят соответствующим учреждением (Главнаука) на госохрану как историко-мемориальный памятник и получил название «Оптина Пустынь».
В ведение музея отошли: скит со всеми строениями и садом, храмы, трапезная, библиотека, кладбище, почти все строения монастыря и 70 гектаров леса, окружающего монастырь.
Основной задачей и целью музея, согласно декрету, было по мере возможности сохранить внешний облик бывшего монастыря таким, каким он был при неоднократных посещениях его замечательными людьми нашей страны, всемирно известными писателями Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, А.К. Толстым, братьями Киреевскими и целым рядом других представителей литературы и искусства.
Преследуя эту цель, музей в первую очередь занялся приведением в надлежащий порядок обширной монастырской библиотеки, соединив ее с библиотекой скита. К концу I926 года эту работу с успехом выполнила научный сотрудник музея К.В. Покровская. Все книги и рукописи из монастырской библиотеки были перевезены в более удобное и просторное помещение в скиту при новом храме св. Льва Катанского. Это кирпичное трех этажное здание было построено в 1907 году на средства жертвователей с основной целью устроить при нем усовершенствованное книгохранилище. Библиотека была размещена на 3-м этаже. Во 2-м же этаже была домовая церковь с двумя приделами: свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского.
К.В. Покровской была проделана огромная работа. Добросовестно, со знанием дела, все книги были размещены по отделам: 1) богослужебные книги, 2) святоотеческие творения на славянском языке, 3) святоотеческие на иных языках, 4) святоотеческие на русском языке, 5) история гражданская и церковная, 6) учебники, 7) книги и брошюры, издаваемые Оптиной Пустынью, 8) брошюры, 9) периодические издания, 10) рукописи. Все книги были занесены в один общий каталог по разделам и установлены на полках, кроме рукописных. Они хранились в шкафах. Среди них были уникальные XVI и XVII столетий, а также и переведенные с греческого на славянский язык рукописи молдавского старца Паисия Величковского.
После приведения в порядок библиотеки К.В. Покровская принялась за выполнение другой работы — восстановления «хибарки» старцев в скиту в ее первоначальном виде снаружи и внутри такой, какой видел ее Достоевский и описал в своем романе «Братья Карамазовы». Для этого в помощь К.В. Покровской был приглашен бывший келейник последнего старца. По его указаниям и под его руководством в сравнительно короткий срок келья старца приняла свой прежний вид, кроме помещений для келейников и женской приемной. Пустующая келья приняла вполне обжитой вид. В «прихожей» даже висела монашеская одежда, а на полке над вешалкой помещались головные уборы. Мужская приемная (вход из скита), самая большая комната в домике (направо от крыльца) была обставлена старинной мебелью: большой, обитый черной кожей диван; два или три таких же кресла и несколько стульев. На стенах — портреты. В простенке между окон — кресло, на котором всегда сидел Н.В. Гоголь во время своих приездов. Над этим креслом, в рамке под стеклом, висело на стене его подлинное, пожелтевшее от времени письмо к одному из старцев. При входе в эту комнату невольно вспоминались знаменитые наши русские писатели.
Выполнив работу по устройству библиотеки и мемориального памятника «хибарки старцев», К.В. Покровская в начале 1927 года была переведена в музей «Истра» (бывший монастырь Новый Иерусалим Московской обл.)
Одновременно в бывшей монастырской трапезной были открыты для обозрения отдел тканей и отдел флоры и фауны. В отделе тканей экспонатами послужили преимущественно церковные облачения, ковры и другие вещи. Монастырь владел обширной и богатой ризницей, причем большая часть облачений и ковров в свое время были пожертвованы монастырю посетителями. Среди них были и весьма ценные не только в художественном отношении, но и материально. Так, было там облачение для священника и диакона голубого атласа, затканного серебряными лилиями, причем один только диаконский стихарь весил 8 кг. Хранились они в специальных плоских застекленных шкафах. После закрытия Шамординской женской пустыни в 1923 году и оттуда были привезены и сданы в музей облачения, ковры и другие предметы церковного назначения. Было среди них много ковров ручной работы шамординских мастериц.
Отдел местной флоры и фауны был небольшой и довольно бедный. Несколько чучел животных и птиц, реликтовые растения — орех «Чилим» из озера Гороженого, светящийся мох, собранный на чертовом городище и др.
В закрытых четырех храмах бывшего монастыря, а также в храмах скита весь интерьер сохранился неприкосновенным, исключая ризницу, которая и была использована музеем не только для экспозиции, но и для других целей.
Лес на площади 70 гектаров, по заключению ученых экспертов признанный лесом реликтовым, был объявлен заповедником. Таких лесов в средней полосе нашей страны не было. Отличался он от повсеместно распространенных лесов, типичных для нашей местности, тем, что росли там только сосна, дуб, липа и изредка ели. Берез и осин не было совсем. Такое сочетание дуб и сосна — редкость. Теперь там возвышаются жалкие остатки, отдаленно напоминающие бывшее когда-то великолепие. Лес был вековой давности, в особенности на площади между монастырем и скитом. Много было сосен полутораметровой толщины в диаметре. Не менее мощными среди них были дубы. В скиту — центр, Предтеченский храм окружал прекрасный, ухоженный яблоневый сад, а все дорожки в нем были по сторонам усажены кустарником и цветами. Ближе к бревенчатым стенам, окружающим скит, росли липы и лиственницы. В начале скитского кладбища, на восток от «Новой церкви», росли два высоких стройных кипариса, а в юго-восточном углу скита — небольшая кедровая рощица, причем некоторые уже плодоносили. Штат музея «Оптина Пустынь», утвержденный Главнаукой, был небольшой: 1) зав. музеем, 2) науч. сотрудник, 3) зав. усадьбой — хозяйством, 4) художник, 5) бухгалтер. В качестве сторожей и рабочих при музее вначале было оставлено около десяти человек монахов, как хорошо знакомых с хозяйством и имуществом бывшего монастыря. Потом это число сократилось почти вдвое. За свое недолгое существование музей, в виду крайне ограниченных средств, отпускаемых Главнаукой для содержания сверхштатных рабочих и служащих, а также и других текущих расходов, вынужден был использовать имеющиеся у него ресурсы. Начиная с войны 1914 года монастырь не имел возможности содержать здания в надлежащем порядке, и музею пришлось производить хотя бы текущий ремонт. Поэтому для пополнения средств в летний сезон музей сдавал монастырские кельи дачникам с мебелью, доставкой воды и пр. Имеющийся в монастыре водопровод (до первого этажа) был в неисправности и воду привозили на лошади в бочке. Помещения сдавались за довольно низкую цену. К тому времени был открыт частный продовольственный магазин в бывшей монастырской иконно-книжной лавке «на лестнице». (Тогда был нэп.) В бывшей столярной мастерской работала бригада столяров, изготовляющих для дачников мебель: топчаны, столы, табуреты и т. д. Партия штукатуров и маляров подготовляла помещения к приезду дачников: штукатурили, белили, красили полы и т. д. С каждым годом число людей, желающих отдыхать в Оптиной, увеличивалось. Почти все кельи были заняты приезжими из Смоленска, Тулы, Орла, Калуги, Москвы и даже Ленинграда. Их привлекали прекрасное местоположение, чудесный воздух, лес, близость реки.
Но и это не окупало расходов. Поэтому музей вынужден был продавать с аукциона оставшееся монастырское имущество. Вначале было продано все, что имелось в «рухольной» (портняжно-сапожные мастерские, т. е. бельевой материал: сукно, кожа и т. д.). Затем начали продавать из бывшей монастырской ризницы церковные облачения, не имеющие художественной ценности. Раза 3—4 в течение года они партиями отвозились для продажи с аукциона в Козельское казначейство.
В июне 1927 года совершенно неожиданно для всех музей был закрыт. Впрочем, нельзя сказать, чтобы совсем неожиданно. Местной уездной власти очень не нравилось, что монастырь со всеми угодьями: лесом, садами, огородами и т. д. ускользнул из их рук и перешел в ведение Главнауки, не нравилось, что «пропадает» лес, мачтовые сосны, которые можно было продать, что пустует целый ряд жилых домов, в то время как было много людей, нуждающихся в жилище. Были и другие причины [3].
Из Главнауки было получено предписание до приезда специальной комиссии ученых никаких мер на территории закрытого музея не предпринимать. Комиссия по отбору и изъятию исторических ценностей, в основном книг и рукописей, приехала не сразу. Целью ее приезда было спасти из библиотеки редкие книги и уникальные рукописи. Для этой кропотливой работы требовалось время. Но местные представители власти так торопились, что дали кратчайший срок — одну неделю. Были книги, имеющие историческую ценность, все рукописи и все издания Оптиной Пустыни по нескольку экземпляров. Все это в спешке хаотически укладывалось в мешки и отправлялось в Москву. По первоначальным сведениям они были отвезены в Загорский музей, но впоследствии выяснилось, что они помещены в хранилище библиотеки им. Ленина, где находятся по сей день неразобранными [4].
Только после отъезда комиссии новые хозяева получили в полное свое распоряжение бывший монастырь. В первую очередь все имеющее материальную ценность: мебель, вещи домашнего обихода, церковная утварь, пригодная в хозяйстве, — все продавалось с аукциона там же на месте, в бывшем монастыре. Особенно ходко шли подризники: шелковые, атласные, сатиновые. Их охотно покупали на пошивку платьев. Вещи, не имеющие материальной ценности: церковную утварь, подсвечники, паникадила и т. п. — отвезли куда-то как металлолом. Большие иконы и иконостасы из всех храмов монастыря и скита были отвезены для переделок в Козельскую профтехшколу. Небольшого размера иконы раздавались бесплатно. Одновременно за очистку кладбища принялись, вернее уничтожение, не приняв во внимание того, что там похоронено много замечательных людей, связанных с нашей русской историей и литературой! Железные и чугунные памятники, плиты, кресты и ограды были отправлены на металлургический завод. Деревянные пошли на топливо. Мраморные и гранитные были свалены на территории бывшей монастырской больницы и в пустующих сараях. Могильные холмики тщательно сравняли, и получилась ровная площадка, напоминающая кладбище лишь остатками фундаментов. Массу оставшихся книг из библиотеки пытались тоже продать с аукциона, но желающих приобрести их оказалось очень мало. Были разобраны только богослужебные книги, а остальные продавались козельским торговцам и всем желающим по цене макулатуры. Склад оптинских изданий вообще был брошен на произвол судьбы, и все книги и брошюры тоже были разобраны на завертывание продуктов, оклейку стен и т. п.
Жилые помещения быстро заселились жителями Козельска и окрестных деревень. Были и такие, которые, спешно продав свой собственный домишко, получали там коммунальную квартиру.
С наступлением зимы начали сводить заповедный лес между монастырем и скитом, по мнению лесоводов признанный перезрелым. Лес отвозили на ст. Козельск на лошадях для отправки по назначению. Одно огромное бревно, уложенное на дровни с прицепом, тащили четыре лошади. И таких бревен было много.
В 1928 году был издан декрет о снятии колоколов. Монастырский большой колокол, весом около 900 пудов, бархатный голос которого в тихую погоду был слышен за 12 км в окружности, a в ветер — за 20 км, не прошел в оконный проем. Проем в нижней части разломали, и колокол упал на лестничную площадку, разбившись. Это послужило первопричиной того, что в 40-х или 50-х годах верхний ярус колокольни вместе со шпилем рухнул.
Постепенно, с годами, все, что было и что охранялось музеем, пришло в запустение и захламленность. За истекшие годы сменилось столько хозяев над опустевшими зданиями, и хозяев нерадивых, что все приняло такой вид, каким видим теперь.
В 1939 году бесснежная зима с 40-градусными морозами нанесла новый удар. Плодовые сады, которыми изобиловал монастырь, все погибли. Погибли в скиту и два красавца кипариса. Бывший монастырь еще более потерял свой живописный облик. Сразу повеяло пустотой. В последующие годы, годы войны 1941 года, исчезли вообще все деревья на территории монастыря и скита. А он утопал в зелени. Липы и лиственницы, окружавшие 4 храма и кладбище, были безжалостно срублены. Тополя, которыми были обсажены все дороги вокруг стен монастыря до самого парома, постигла та же участь. В скиту, кроме дуба-великана, одиноко стоящего возле «сажалки», превратившейся в канаву с грязной водой, да двух кедров, остатков рощи, да нескольких лип, не осталось ничего. Скит не похож на прежний, зеленый, цветущий. Он напоминает пустырь.
Последний сокрушительный удар нанесла бывшему монастырю война 1941 года и послевоенные, трудные в экономическом отношении годы. Большинство зданий и стена, окружавшая бывший монастырь, разрушены и разобраны на кирпич. Сохранившиеся здания требуют неотложного капитального ремонта. Облик бывшего монастыря, так тесно связанного с именами таких великих писателей, как Гоголь, Достоевский и Лев Толстой, с каждым уходящим годом все больше стирается и исчезает. Утратить совсем и навсегда такой исключительный не только по красоте, но и по своему мемориальному значению уголок нашей страны было бы непоправимой ошибкой, но надежды на хотя бы относительное восстановление его еще не потеряны.
[1] Даты в статье указаны не всегда точно. — Примеч. ред.
[2] Схимонахиня Августа (Защук), арестована в Белеве 16 декабря 1937 г. вместе со сщмч. Никитой, еп. Белевским и прмч. Исаакием Оптинским. Расстреляна 8 января 1938 г. Причислена к лику святых, преподобномученица. — Примеч. ред.
[3] Работник местного отдела ОГПУ Панков неоднократно писал донесения в местные органы власти, его раздражало присутствие монахов в бывшем монастыре, а также непрекращающееся паломничество верующих в Оптину. — Примеч. ред.
[4] В оптинской библиотеке находилось от 20 до 30 тысяч экземпляров книг, среди которых были уникальные издания и рукописи. Известно, что какая-то часть их находится в хранилищах РГБ. Книги со штампом библиотеки Оптиной Пустыни разными путями попали и в библиотеку МДА. Н. Павлович сообщала, что 200 экземпляров были переданы из РГБ (ГБЛ) в Музей имени А.Рублева, еще какая-то часть библиотеки оказалась в Нью-Йорке в Свято-Владимирской Академии, а «Международная книга» торговала оптинскими книгами в розницу в Париже («Человек». 1998. № 1. С. 185).