Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­об­хо­ди­мо, что­бы вся­кое де­ла­ние раст­во­ре­но бы­ло сми­ре­ни­ем: мо­лишь­ся ли, пос­тишь­ся ли, укло­ня­ешь­ся ли от све­та или ис­пол­ня­ешь пос­лу­ша­ние – все де­лай ра­ди Бо­га и не ду­май, что де­ла­ешь хо­ро­шо.

преп. Макарий

Ос­но­ва­ние мо­на­шес­кой жиз­ни – сми­ре­ние. Есть сми­ре­ние – все есть, а нет сми­ре­ния – ни­че­го нет. Мож­но да­же без вся­ких дел од­ним сми­ре­ни­ем спас­тись.

преп. Варсонофий

Приз­на­ком сми­ре­ния и гор­дос­ти да бу­дет для те­бя сле­ду­ю­щее: вто­рая всех за­зи­ра­ет, уко­ря­ет и ви­дит в них чер­но­ту, а пер­вое ви­дит толь­ко свою ху­дость и не дер­за­ет су­дить ко­го-ли­бо.

преп. Макарий

← все публикации

 

Доклад на Рождествен­ских чтениях. Секция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества». 25.01.2013 г.

Иеромонах Мефодий (Капустин).
Зав. издательским отделом
монастыря Оптина Пустынь

Говоря о социальном служении Оптинских старцев, прежде всего нужно сказать несколько слов о сущности самого богодухновенного старчества.

Мы, христиане, знаем, что цель земной жизни человека — познать Бога, возлюбить Его и соединиться с Ним в этой жизни, а потом и в вечности. Этот путь весьма непрост, потому что каждый из нас вступает на него в состоянии глубокой духовной поврежденности, и вдобавок к этому, в течение всей жизни нам противостоит опаснейший противник — духи злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Поэтому пройти этот путь можно только с помощью Божией. Для этого Христом Спасителем на земле была создана Церковь, в которой люди через Таинства получают благодать Святого Духа. И некоторые из людей, особо преуспевшие в этом и достигшие святости, направляются Промыслом Божиим на особое служение помощи всем остальным, окормляя их как при своей жизни, так и по кончине, вознося за них молитвы пред Престолом Божиим. Вот такие и были, и есть наши богоносные Оптинские старцы и другие святые, которых в истории Святой Руси было очень много.

Благодатное старчество — это служение, в котором соединено несколько даров Святого Духа — дар пророчества, умение видеть душевные недуги человека и исцелять их, дар духовного руководства, дар дерзновенной молитвы за ближнего, дар рассуждения и слова. И подаются эти дары по милости Божией с единственной целью — для служения людям. Направление заблудшего человека по пути Христову к Богу — вот то самое духовное и в то же время социальное служение Оптинских старцев, которое без сомнения является самым важным из всех.

Писание говорит нам, что полнота ветхозаветного закона и пророков заключалась в двух заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22, 35–40)

К этим двум заповедям Спаситель наш Иисус Христос добавил новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Ин. 13, 34) То есть, любить ближнего надо даже не как себя, а так, как Сам Бог возлюбил людей, жертвенно и самоотверженно, вплоть до крестных страданий и смерти. И Оптинские старцы в своем служении людям действительно исполнили эти заповеди.

Стоит заметить, что старчество не есть что-то исключительное, из ряда вон выходящее — это явление глубоко свойственно христианству, в котором человек уже здесь, в своей земной жизни, соприкасается с Самим Богом и водится силой Божией. Но так уж получилось исторически, что после эпохи петровских реформ было закрыто более 500 монастырей, а в оставшихся духовная жизнь пришла в упадок. Многие истинные подвижники и угодники Божии по причине гонений от государственной власти были вынуждены скрываться и жить в глухих уединенных местах, с небольшим количеством учеников, так что и речи быть не могло о доступе к ним широкого общества. И в монастырях к тому времени уже мало кто понимал цель духовной жизни, как умного делания, а обычным мирским людям и тем более не к кому было обратиться за духовным советом. Как следствие этой пустоты, с Запада в Россию широким потоком хлынули чуждые православию нравы и литература. И в этот самый момент в Оптиной Пустыни воссияла череда богоносных старцев, которые передавали свое старческое служение как эстафету своим ученикам в течение целого столетия. Таким образом, в начале этого столетия был поставлен заслон западным ценностям, и многие русские мыслители были воспитаны в истинно православном духе, с пониманием, что именно духовный святоотеческий путь важнее всех интеллектуальных занятий. А в конце, с разорением России и пришествием большевиков, Оптина Пустынь была закрыта, но старцы успели воспитать людей, которые смогли пронести их заветы сквозь горнило атеистической пропаганды к новому рассвету православия в нашей стране. Удивительно, как своевременно и точно Промысл Божий расположил историческую эпоху оптинского старчества, так что оно принесло максимальные плоды для нашего Отечества.

Конечно, очень трудно сказать об Оптиной коротко, её духовное наследие огромно. Цель этого выступления — призвать вас, уважаемые гости, к его изучению. В письмах Оптинских старцев можно найти ответы на очень многие вопросы современности, так как сущность духовной жизни мало меняется с течением времени, меняются лишь окружающие нас обстоятельства, а душа наша, её устремления и падения остаются теми же, что и у наших самых далеких предков.

В этом году исполняется сто лет со дня праведной кончины преподобного старца Варсонофия Оптинского — достойного продолжателя традиций оптинских старцев, своих предшественников. Происходил он из семьи оренбургских казаков и с самого детства воспитывался в любви к Богу и благочестии. Знаки свыше о его будущем избрании были явлены ему в самом раннем возрасте. В возрасте шести лет, когда маленький Павел гулял в саду со своим отцом, им явился некий удивительный странник и сказал отцу: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» — после чего стал невидим. А предсказание его, как мы знаем, исполнилось впоследствии в точности. Вот в этих коротких словах заключается всё служение старца Варсонофия, так же как и прочих оптинских старцев. Можно ли вообразить что-либо более важное для людей, нежели спасение души и избавление от адских мук? Очевидно, что нет. Поэтому можно еще раз с уверенностью сказать, что образ богодухновенного старчества — высшее служение обществу из всех возможных.

С юности Павел избрал для себя путь военного, но в отличие от своих сослуживцев-сверстников, свою мирскую жизнь он проводил в благочестии и трезвении. Он любил молиться в храме, избегал мирских развлечений, устраивал благотворительные обеды для детей из бедных семей. Товарищи по службе, хотя и любили его за отзывчивый и добрый характер, но все же не понимали его и считали даже сошедшим с ума, а для него от Господа был уготован другой путь. Однажды, во время тяжелой болезни, ему было явлено чудесное видение, во время которого он увидел открытыми небеса и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам оптинского старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем». Вскоре, в возрасте 46 лет, по благословению старца Амвросия Оптинского он пришел в Оптину Пустынь послушником, и так началась его новая жизнь.

В 1904 году старец Варсонофий, уже как военный священник был направлен на русско-японский фронт, где проходил службу при военном госпитале. По его словам, там он глубоко прочувствовал духовные качества и устремления нашего народа, с особой силой раскрывающиеся на поле брани. По возвращении с военной службы через три года, он был назначен скитоначальником Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни.

Россия уже находилась в преддверии будущих потрясений, и старец Варсонофий это ясно видел и предрекал своим ближайшим ученикам. В это же самое время ярко просияли его духовные дарования как старца. Он был преисполнен пламенной любви к людям и весь свой богатый жизненный опыт направлял на их окормление. До наших дней дошли его поучения мирянам в виде бесед с духовными чадами, в которых он кроме духовного назидания рассказывает о своей жизни. Также, сохранился пространный дневник послушника Николая Беляева, будущего преподобного исповедника Никона, который повествует нам о его становлении в монашестве под мудрым отеческим руководством старца Варсонофия.

Но яркая личность старца, его духовный авторитет вызвали у некоторых лиц зависть, и в 1912 г по ложному доносу он был переведен в Голутвин монастырь, где прожил всего один год и отошел ко Господу, даже за такой короткий срок успев весьма многое сделать для восстановления этой обители. Святые останки его после кончины были перенесены в Оптину Пустынь, где и находятся по сей день вместе с мощами остальных Оптинских старцев.

В завершении уместно будет особо подчеркнуть, что истинные духовные руководители или, как их называют, старцы, призываются на свое великое и важное служение исключительно особым Промыслом и призванием Божиим — быть верными и способными делателями на жатве Христовой, как о них говорит Писание. Именно призванными на это дело Самим Богом. Господь специально для этого в Евангелии дает нам очень важную заповедь (о которой, к прискорбию, мы часто забываем), говоря и даже как бы требуя: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 38). Сейчас, как мы знаем, многие из православных людей совершают многочисленные поездки, активно и деятельно ищут богоносных старцев, однако, вместо этого находят совершенно противоположное желаемому. В первую очередь, это потому, что мы не исполняем вышеупомянутую заповедь — испросить у Господа, чтобы Он послал нам духовных руководителей. И другой момент, часто мы ищем старцев просто, чтобы удовлетворить свое любопытство, а слушаться их даже и не собираемся. Но откровение Божие всегда накладывает на человека особую ответственность. Поэтому, конечно же, в таком случае никаких истинных старцев Господь нам не пошлет, чтобы нам не быть осужденными за открытое непослушание воле Божией, открываемой через них.

Итак, если мы хотим иметь подобных делателей на жатве Христовой, каковы были Оптинские старцы и среди них преп. Варсонофий, то да положим себе на память сердца своего всегда помнить об этой заповеди Христовой и молиться о том, что заповедал нам Господь. И для начала со смирением исполнять благословения своих духовников или даже просто приходских священников.

 

← все публикации