Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­шу вас жить бла­го­чес­ти­во, что­бы соб­люс­ти ве­ру Пра­вос­лав­ную, что­бы ник­то и нич­то, ни­ка­кие обс­то­я­тель­ства, ни­ка­кие скор­би не мог­ли от­­торг­нуть вас от нее, а для это­го нуж­но неп­ре­мен­но мо­лить­ся, про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей сох­ра­нить ве­ру свою не­по­роч­ною.

преп. Никон

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

Жен­щи­на без ве­ры жить не мо­жет. Или она пос­ле вре­мен­но­го не­ве­рия опять ско­ро возв­ра­ща­ет­ся к ве­ре в Бо­га, или же на­чи­на­ет быст­ро раз­ла­гать­ся. Дру­гое де­ло муж­чи­на: он мо­жет жить без ве­ры. Ока­ме­не­ет со­вер­шен­но, ста­нет со­ля­ным стол­бом, — та­ким око­че­не­лым и жи­вет. А жен­щи­на так не мо­жет...

преп. Варсонофий

«Радость кроткого любящего духа»

В издательстве «Эксмо» и Православного Свято-Тихоновского института в 2017 году вышла антология мемуаров и дневниковых записей о русском монашестве в начале XX столетия «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XXвека: 1900–1939» с удивительно точным подзаголовком «Живые голоса эпохи». Значительная часть этой книги посвящена оптинскому старчеству.

Обращаясь к читателям, составители отмечают: «Замечательный святой XXвека преподобный Иустин (Попович), говорил о монашеской жизни как об “осуществлении Евангелия”. Не для каждого сегодня это очевидно, но вряд ли возможно отрицать, что жизнь Православной Церкви без института монашества представить трудно. В каждой церковной культуре, в разные исторические периоды, монашество предстает несколько иным, со своими особенностями и отличиями. Для Русской Церкви и русского церковного народа к началу трагического двадцатого века монашество играло роль необыкновенно значимую. Жизнь монашеская, по сути, воспринималась как эквивалент “настоящей” христианской жизни, служила идеалом и образом для верующих; окружалась благоговейным почтением. Белое, приходское духовенство в России конца XIX– начала XX-го века было погружено в толщу народной жизни и, хотя нередко являло в своей среде примеры настоящего подвижничества, благочестия, духовного опыта и мудрости, все же в глазах простых верующих людей не несло на себе той особой печати духовного избранничества, которая всегда связывалась с монашеским образом жизни».

Духовное состояние русского общества начала XX века как нельзя лучше характеризовала строчка из знаменитого стихотворения А.С. Пушкина – «духовной жаждою томим…» Именно эта «духовная жажда» приводила к духоносным старцам многих людей самых разных чинов и сословий. 

Н.А. Бердяев

Н.А. Бердяев в книге «Самопознание», характеризуя эту сложную эпоху, отмечал, что многие видели в православных подвижниках чуть ли не своеобразных теософов, «посвященных», к которым часто прибегали в поисках истины, а не в поисках спасения:

«Интеллигенты, возвращавшиеся к Православию, почитали старчество и искали духовного руководства старцев. В те годы обращенность к старцам была более характерна для интеллигенции, которая хотела стать по-настоящему православной, чем для традиционно-бытовых православных, которые никогда от церковного православия не отходили. Старцев почитали не только новые православные, но также далекие от церкви теософы и антропософы. Они видели в старцах посвященных». 

Однако многие мыслители и богословы, обращаясь к монашеству и монастырям, видели в русских обителях огромный духовный потенциал. Русский религиозный философ С.Н. Трубецкой писал:

С.Н. Трубецкой

«Монастыри – это самое драгоценное сокровище нашей жизни, наша гордость, с каким бы высокомерным презрением не относились к ним те, кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том, ради чего столь многие люди избирают этот жертвенный путь. Можно, конечно, говорить и о распущенности нравов в некоторых монастырях; и о лености, о бездельничание монахов, и об их пороках, – нигде контраст между идеалом и жизнью не был так велик, как в монастырях, хотя и нигде больше он не переживался так глубоко и мучительно. Мы ценим монастыри, как учреждение, в котором учение Церкви выразилось в самой жизни… Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки, ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен. Они были местом духовного и нравственного воспитания народа». 

Прикоснуться к сокровенной жизни монашества начала XX века позволят воспоминания и мемуары, которые опубликованы в книге, где представлены материалы и по истории оптинского старчества.

О преподобном оптинском старце Иосифе

  • Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»

О преподобном оптинском старце Анатолии (Потапове)

  • Свящ. Владимир Быков «Тихие приюты для отдыха страдающей души» 
  • Свящ. Сергий Дурылин «Из воспоминаний», «В своем углу»
  • В.Ф. Марцинковский «Записки верующего»
  • Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»
  • Г.Н. Трубецкой «Поездка в Оптину Пустынь» 
  • И.Г. Чулкова «Воспоминания об о. Анатолии Оптинском» 

О преподобном оптинском старце Варсонофии

  • Иером. Никон (Беляев) «Из дневника»
  • Елена Шамонина «Воспоминания о Батюшке» 
  • Прот. Василий Шустин «Из записей об оптинских старцах»
  • Мария Азачевская «Воспоминания об оптинском старце Варсонофии (Плиханкове)»

О преподобном оптинском старце Нектарии

  • Митр. Вениамин (Федченков) «Святой старец отец Нектарий (Тихонов)»
  • H.A. Павлович «Воспоминания о старце Нектарии (Тихонове)»
  • Митр. Вениамин (Федченков) «Записки о старце Нектарии»
  • Архим. Борис (Холчев) «Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии»
  • Материалы по истории Оптиной Пустыни
  • И.М. Концевич «Оптина Пустынь и ее время»
  • С.А. Нилус «Из записок» 
  • Монахиня Амвросия (Оберучева)«Очерки из многолетней жизни» 
  • Монахиня Любовь «Отец Рафаил Оптинский: Из воспоминаний» 
  • Монахиня Мария (Добромыслова) «Записки об оптинском музее»

Из небольших, иногда достаточно фрагментарных частных воспоминаний складывается большая картина монашеской жизни в России в начале XX века. Это и Оптина Пустынь, и Зосимова пустынь, Московский Даниловский монастырь и многие другие обители, куда стремилось сердце русского человека, и где в эти непростые времена находило утешение, мудрый совет и молитвенное укрепление.