Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Где па­де­ние, — хоть и в по­мыс­лах, — там пред­ва­ри­ла гор­дость. Эту-то гид­ру с семью ее гла­ва­ми по­беж­дай­те по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

А как и мы чувству­ем за со­бой дол­ги пред Бо­гом, то и долж­ны не бе­гать на­ре­ка­ний, вы­го­во­ров и ос­ко­рб­ле­ний. Ими не толь­ко долг зап­ла­тит­ся, но и ис­це­лит­ся ве­ли­кая ду­шев­ная бо­лезнь — гор­дость — при­ло­же­ни­ем сих плас­ты­рей, с Бо­жи­ею по­мо­щию.

преп. Лев

Гор­дость бо­лее все­го ли­ша­ет лю­дей и доб­рых дел, и по­мо­щи Бо­жи­ей: где нет све­та, там ть­ма, а где нет сми­ре­ния, там зас­ту­па­ет мес­то гор­дость.

преп. Макарий

Среда первой седмицы Великого поста

Дорогие братья и сестры, завершился третий день первой седмицы Великого поста. И мы должны вновь обратить свой мысленный взор вглубь нашей веры, потому что мы обязательно должны испытывать, в каком состоянии находится наша вера, наше желание найти Бога.

Потому что весь смысл нашей жизни в этом мире заключается в поиске Бога, потому что Он – Источник Жизни, Он – Источник смысла, Он – Источник благодати, веры и любви, потому что Бог является нашей единственной надеждой и упованием. И Царство Бога, говорит апостол Павел, не пища и питие, а радость и мир о Духе Святом.

И, совершая постные дни, мы, дорогие братья и сестры, должны помнить всегда то, что наше постное воздержание является только лишь средством к достижению великого блага – поиска Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Потому что пища нас не приближает, как говорит апостол Павел, и не удаляет от Бога. А удаляют нас от Бога наши грехи, наша гордыня, наше нежелание исправить свою грешную, порочную жизнь. Если мы, наоборот, приносим раскаяние наших сердец, если мы просим у Бога помощи исправить свою жизнь, очистить свою душу, смирить себя перед Лицом величия Бога, Господь всегда нам даст благодатную помощь, чтобы мы исправили свою душу.

Нам кажется, что жизнь простирается на долгие годы и десятилетия, но когда мы живем, мы видим, что жизнь настолько мгновенно исчезает перед нашими очами, что мы не успеваем оглянуться, как уже проходит четверть жизни, у кого-то – полжизни, а у кого-то уже приближаются дни перехода в вечность. И в том состоянии, в каком перейдет человек в будущность, такую награду и получает человек.

Поэтому наша задача в этом мире, пока Господь продлевает дни покаяния и дает возможность исправить свою жизнь и очистить свою душу, будем внимать своему сердцу и испытывать себя, насколько мы близки на пути к Богу, а близость Бога определяется тремя вещами: верой, покаянием и молитвой, освященной праведными делами любви.

Преподобный Максим Грек так рассуждает: Почему мы прославляем Преблаженное Древо Креста? Потому что на нем совершилось три таинства: первое – сокрушение сатаны и всякого зла; второе – очищение от клятвы и вечной смерти рода человеческого и третье – нам дан плод жизни – Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому воистину, крестное знамение, это Преблаженное Древо, которое нам всем Господь даровал, как Древо Жизни, Древо Познания наших прародителей Адама и Евы в Раю, величайшей Любви и Благости Бога. Поверили сатане, обольстителю, что Бог что-то не додал человеку. Теперь в нашем мире после пришествия в мир Спасителя и Его Искупительной Жертвы мы уже не имеем права допустить какое-либо отступление своей души, потому что Древо Жизни – Крест, и Плод этого Древа вечной жизни – Сам Господь наш Иисус Христос.

Крест Его усваивается нам тремя добродетелями, о которых я уже сейчас сказал - это вера, покаяние и молитва, освященная добродетелью. Потому что если мы каемся, если мы верим, исправляем свою жизнь, но если мы не творим добро друг другу, то мы, дорогие братья и сестры, обманываем себя, потому что Господь нам дал заповедь, какую? Что только тогда узнают, что вы Мои ученики, когда увидят между вами любовь, любовь жертвенную. Какую любовь? Дальше Господь объясняет, раскрывает глубину заповеди: «Нет больше любви, кто жизнь свою отдаст за друзей своих» (Ин. 15:13) и Господь дальше говорит – «вы друзья Мои» (Ин. 15:14). Господь не просто говорит – Он первый за нас положил Свою жизнь.

И поэтому братство во Христе и жертвенное служение друг другу должно простираться вот до такой степени. И, внимая этой заповеди, будем, конечно, поражаться долготерпению Божию, а с другой стороны будем ужасаться. Потому что, когда Господь сказал: в последние времена, когда Я приду на землю, обрящу ли  веру на земле, - Господь подразумевал именно отсутствие любви.

То, что до конца мира будут верить Христу, Его пришествию, это не удивительно, потому что и «бесы веруют», здесь ничего великого нет, просто в самой вере. Беда в том, что оскудение любви между христианами будет самым ярким примером окончания жизни человечества и скорого пришествия Господа на Страшный Суд.

И Страшный Суд будет совершен, дорогие братья и сестры, не потому, что Бог будет гневаться на грешного человека, а сами мы либо себя оправдываем в этом мире, либо осуждаем. Это надо твердо знать – Бог абсолютная  Любовь. Он никогда и никого не осуждает, Он нам дал заповеди жизни и дал свободу и дал разум, чтобы мы, пользуясь разумом, исследовали свое сердце, свою душу и искали благо, а Господь является абсолютным благом, исключительно, потому что ради Него мы живем, Его силой и благодатью существуем, и вечная жизнь в Нем заключается, потому что Он – Источник Жизни.

В противном случае, если человек избирает свободно, разумно зло, человек сам себя уже осуждает. Бог никого, это надо твердо помнить, Бог абсолютной и совершеннейшей  жертвой жизнь за нас отдал, недостойных. Мы ещё в свое время не родились, а Он уже отдал жизнь, чтобы всякий родившийся, пришедший в этот мир мог воспользоваться безграничной Его Божественной Любовью.

Если человек будет пользоваться своим умом и сердцем правильно, выбирая добро,  «выберет Путь Жизни», -  Господь говорит через пророка. А если мы выбираем Путь Жизни – мы всегда найдем Бога, потому что Путь Жизни – Сам Господь и есть. Так Господь и говорит, что: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6), и живот, по-славянски. Выбирая Бога, мы получаем вечную жизнь.

Если человек выбирает сознательно, разумно зло, он сам себе создает суд, Бог его не судит, потому что сами дела его обличают.

Вы помните, предпоследнюю, подготовительную неделю перед Великим постом, она называется «неделя о Страшном Суде», где во всеуслышание читается Евангельское зачало, где Господь обращается ко всем нам, ко всем верующим людям, и ко всему человечеству. Он говорит, что: «Примите благословение Отца Моего Небесного, наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от сложения мира» (Мф. 25:34), - то есть от создания мира, через что получаем благословение и спасение, вечную жизнь, и славу, и благодать, которую даст нам Отец Небесный. Если мы не только верили, не только каялись, не только соблюдали посты, не только старались жить правильно, но если мы сохранили  друг к другу долготерпение и любовь, прощение и милосердие.

В этом проявляется Сила Креста, потому что многие из вас читали, либо хотя бы в какой-то степени обращались к житиям древних Святых. Что поражало языческий мир и что, в конце концов, привело почти весь языческий мир со временем ко Христу?  В течение первых трехсот лет были страшные гонения на Церковь, но Церковь не только не погибла, но Церковь расцвела Божественным соцветием на земле, своей силой, благодатью. Через что? Через жертвенную любовь первых христиан.

Что поражало язычников, дорогие братья и сестры? Они всегда были поражены и восхищались, и через это сами принимали Святое Крещение и сами становились мучениками. Поражались чему? Потому, что они, удивляясь, восхищаясь, говорили: «Как христиане любят друг друга! Как христиане любят своего Бога! И умирают за друг друга, и умирают за своего Бога!»

Даже не нужно было никаких чудес, хотя и чудеса совершались, потому что харизматический был век, удивительный! Господь давал безграничную силу  на совершение чудес, и благодать была излита на человечество так обильно, что в наше время это трудно и представить.

Но не это поражало, не чудеса, представьте себе, а поражало, как могут люди друг друга любить, совершенно внешние, казалось бы, чужие друг другу. И в этом-то действительно узнается Бог, потому что только истинный Бог мог соединить так людей.

Никакие культы, никакие религии, все, что вне истинного Бога, это везде смерть, раздор, ненависть, и, в конце концов, смерть, потому что везде присутствует  в этом случае сатана. А он разрушитель, он вредитель, он губитель рода человеческого.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь наш всегда проповедует в первую очередь, не только дело, но даже и внешним видом всегда проповедовал добро. Заботьтесь о человеке, не только проповедуя о Царствии Небесном. Святое Евангельское повествование нам об этом определенно говорит. Читая и изучая Священное Писание, мы видим, что Господь всегда, во всем заботился о человеке. Испытывая веру и свободу человека, обращаясь к каждому сердцу: «Веруешь ли, что могу совершить это чудо по твоей вере?» (Мф. 9:28)

Господь не только совершал чудеса, изгонял бесов и врачевал, Он и кормил, когда нужда была, совершая чудо, заботясь о всех нуждах человека. Это же для нас пример, не только мы читаем и должны знать об этом, но это пример для нас, что мы обязаны, как верующие в Него, как в Бога и Спасителя, и имеющие сопричастность с Ним в благодати, и Причастие Тела и Крови Господних, мы обязаны по своей жизни совершать то же самое.

Удивительное поучение было у преподобного Германа Аляскинского. Когда у него спросили в последние годы жизни, как же ты, отче святый, смог обратить такой странный народ, заблудший, на краю неведомой земли? Люди, которые питались сыромятиной, люди, которые ели кровавое мясо, и для христианина, казалось, это просто настолько страшные вещи были, невместимые. На что преподобный Герман, так говорил: «Совершила все Благодать Божия. А я был всем нянькой» Нянькой был.

Поэтому Христос проповедуется, в первую очередь, милосердием и милостью. Милостыня превозносится над судом.

Еще можно яркий пример привести из жизни преподобного Макария, старца Оптинского. Он всегда, при возможности, рассказывал всем духовным чадам удивительный случай из жизни своих старших родственников. Однажды, по какой-то нужде выезжая со своей супругой дедушка преподобного старца Макария ехал по дороге и вдруг на них нападают разбойники. Один из разбойников врывается в кибитку и пытается ограбить, и когда увидел, кто там едет, он сказал своим дружкам: «Не троньте их, потому что это едут наши благодетели»

Как оказалось, вот настолько были милосердными старшие родственники преподобного старца Макария, настолько они были милосердные, что даже разбойники знали, насколько они милостивы к людям. И он своим дружкам говорит: «Не прикасайтесь к ним, потому что это люди Божии». Разбойники извинились, объясняя, что крайняя есть нужда, нужно два коня им. Они взяли только двух лошадей, оставив одну лошадь, и не прикоснувшись ни к какому их имуществу, и уж, тем более, к самим людям, путешествующим, и, с Божьей помощью, они спокойно достигли того места, куда они проезжали. И преподобный Макарий всегда наставлял: посмотрите,  милость настолько сильна, что даже избавляет от беды и смерти.

Поэтому будем, дорогие братья и сестры, всегда себе напоминать святую Христову заповедь, что «только тогда узнают, что вы Мои ученики, когда будут видеть между вами любовь» (Ин. 13:35)

Хотя бы снисхождение, начнем с малого, потому что невозможно приобрести любовь, если человек не будет трудиться.

Так преподобный Амвросий, старец Оптинский, говорил: «Любовь – это вершина всех совершенств. Но её невозможно достигнуть до тех пор, пока человек не будет делать дела любви» хотя бы самую малость, хотя бы в малом в чем. Насколько человек способен, нужно творить добро и милостыню, любовь и снисхождение, долготерпение и милость друг к другу, тогда действительно в наших сердцах всегда будет Господь, потому что не оставит никогда Господь человека за снисходительное, милующее сердце, потому что в этом случае мы становимся похожими на Него.

Помоги всем нам, Господи!

Игумен Владимир (Милованов)